Найти тему

Сапфиры летних дней

И.Э. Грабарь "Дельфиниум" 1908г., холст, масло 141x100,5 см
И.Э. Грабарь "Дельфиниум" 1908г., холст, масло 141x100,5 см

«Летом 1908 года мне снова удалось вырваться из архивной пыли в Дугино, и я с увлечением написал большой этюд «Дельфиниум» — букет крупных синих цветов на фоне берез дугинского кружка.

Эту картину, трактованную опять в полуимпрессионистическом плане, я послал в «Осенний салон», где она была повешена в шестигранном зале, на трех гранях которого были окна, а на трех противоположных висели картины.

Дягилев говорил мне, что встретился в этом зале случайно с Галленом и Ярнефельтом, просившими его передать мне, что «моя картина прорезала четвертое окно в комнате».

И.Э. Грабарь.

Удивительно, но ведь действительно эта картина обладает какой-то естественностью присутствия … Как-будто облокотившись на подоконник, мы прямо сейчас осязаем легкое дуновение теплого ветра, манящий запах цветов, звуки природы.

Чувствуется камерность, уютность произведения. Как-то спокойно и умиротворенно на душе. Ветер на закате дня развивает пышную крону берез и лучи солнца озаряют перламутром видимые нам объекты. Вся картина будто излучает вибрацию, она дышит, светится.

Конечно, главные герои картины - цветы дельфиниума и они задают тон всей картине:

-2

Ультрамариновые, голубые и насыщенные темные, синие цвета в букете поглощают лучи солнца отражаясь на скатерти, на стволах берез, создавая потрясающие теплые и холодные оттенки:

-3
-4

Обратите внимание на вазу, в которой стоят цветы – автор показал ее невероятно искрящейся. Понятно, что художнику свойственно видеть то, что скрыто от остальных, но изображать объекты настолько многогранно не каждому под силу:

-5

Стволы могучих берез очень плавно вписываются в сюжет с дельфиниумами. Созвучие форм, изгибов разных по своей структуре жизненных форм - деревьев и цветов, позволяет уловить смысл о хрупкости одних и силе других во взаимосвязи друг с другом:

-6

Также, художник не ограничивается только натюрмортом, позволяя нам как бы подглядеть, что за мягким, уединенным занавесом из берез есть пейзаж и другая жизнь..