«Летом 1908 года мне снова удалось вырваться из архивной пыли в Дугино, и я с увлечением написал большой этюд «Дельфиниум» — букет крупных синих цветов на фоне берез дугинского кружка.
Эту картину, трактованную опять в полуимпрессионистическом плане, я послал в «Осенний салон», где она была повешена в шестигранном зале, на трех гранях которого были окна, а на трех противоположных висели картины.
Дягилев говорил мне, что встретился в этом зале случайно с Галленом и Ярнефельтом, просившими его передать мне, что «моя картина прорезала четвертое окно в комнате».
И.Э. Грабарь.
Удивительно, но ведь действительно эта картина обладает какой-то естественностью присутствия … Как-будто облокотившись на подоконник, мы прямо сейчас осязаем легкое дуновение теплого ветра, манящий запах цветов, звуки природы.
Чувствуется камерность, уютность произведения. Как-то спокойно и умиротворенно на душе. Ветер на закате дня развивает пышную крону берез и лучи солнца озаряют перламутром видимые нам объекты. Вся картина будто излучает вибрацию, она дышит, светится.
Конечно, главные герои картины - цветы дельфиниума и они задают тон всей картине:
Ультрамариновые, голубые и насыщенные темные, синие цвета в букете поглощают лучи солнца отражаясь на скатерти, на стволах берез, создавая потрясающие теплые и холодные оттенки:
Обратите внимание на вазу, в которой стоят цветы – автор показал ее невероятно искрящейся. Понятно, что художнику свойственно видеть то, что скрыто от остальных, но изображать объекты настолько многогранно не каждому под силу:
Стволы могучих берез очень плавно вписываются в сюжет с дельфиниумами. Созвучие форм, изгибов разных по своей структуре жизненных форм - деревьев и цветов, позволяет уловить смысл о хрупкости одних и силе других во взаимосвязи друг с другом:
Также, художник не ограничивается только натюрмортом, позволяя нам как бы подглядеть, что за мягким, уединенным занавесом из берез есть пейзаж и другая жизнь..