Несколько простых правил по организации рабочего процесса, которые особенно пригодятся новичкам.
Итак, на грабли наступает каждый. В начале своего маркетингового пути я несколько раз брал проекты, не слушая внутренний голос. Ситуация повторялась одна и та же - не было понимания между мной и заказчиком. Работа над проектом напоминала переход болота - каждый шаг дается с трудом и рефреном идет мысль "а зачем я сюда вообще полез?".
Структуры работы в таких проектах не было, как и не было понятных и измеримых точек соприкосновения, а также понимания того, где эта грань, когда совсем все хорошо, и та, когда совсем все плохо.
Можно справедливо заметить, что маркетинг и сам по себе в определенном смысле субъективен, и на старуху бывает проруха и т.д. Это есть. Но, как показывает опыт, практически любого болота можно избежать. Чтобы проект был понятен со всех сторон каждому участнику есть необходимый ряд действий. Рассказываю по порядку.
Разберись с собой
Первое необходимое действие, которое надо совершить маркетологу - это понять самому - стоит ли работать с данной нишей и данным клиентом.
Это самое важное. С человеком надо просто пообщаться не в режиме брифинга и постараться понять, какие у него ценности, согласуются ли они с твоими собственными (хотя бы на уровне работы).
После того, как вы узнали нишу и поняли, что за проект, вы делаете предварительное исследование. Отвечаете в результате его подготовки на следующие вопросы - "Что я могу дать этому проекту? Какие идеи по нему прямо сейчас приходят в голову? Что я могу предложить клиенту по его запросу?".
Отдельный момент - интересно ли вам работать с данной тематикой. Иногда не хочется изучать новые ниши по причине загруженности, иногда из-за какого-то внутреннего состояния. А иногда, наоборот, есть настроение взять что-то новое и нырнуть с головой. Слушайте свой разум, свой внутренний голос.
Брифинг
Когда вы понимаете, что готовы работать с проектом вы переходите к брифингу.
Брифинг - это первый серьезный шаг в работе. На нем вы узнаете о бизнесе клиента, сколько он существует, какие у него отзывы, регалии, пытаетесь перенять видение бизнеса от клиента.
Брифинг - это понятный результат. Мы получаем ответы на вопросы, точечно выясняем все нюансы, уходим от оценочных суждений и переходим к конкретике. Почему лучше, почему именно его продукт должна покупать данная ЦА (целевая аудитория) и так далее.
На это уходит обычно не менее 2-3 часов. Брифинг имеет конкретную цель - у нас появляется понимание, что это за ниша, что за бизнес у самого клиента.
Конкурентный анализ и анализ ЦА
Этот этап дает вам представление о том, что есть и чего нет у клиента. И что вы должны получить в идеале. Не говорю о том, что пока вы будете его делать, вы "нароете" кучу сокровищ. Один может писать об очень важных вещах, но не акцентировать на этом внимание и не понимать их ценность. Другой пишет базовую лабуду, которая есть и у десяти других. Главное - эти сокровища замечать.
Анализ целевой аудитории позволяет выяснить, почему люди покупают именно этот продукт или смежный, и как принимают решение - покупать ли этот продукт.
Отзовики, звонить самим клиентам - кто купил и кто не купил, слушать записи отдела продаж из CRM - вариантов сбора информации очень много. Тут главное - проникнуть в голову клиентов и услышать не выдуманные в вашей голове боли и потребности, а настоящие, сказанные ими самими. Маркетолог зачастую не является ЦА именно этого продукта, а его клиент тем более. У него много информации о покупателях, но восприятие может оказаться немного "зашоренным" - это маркетологу необходимо учитывать.
Болота не будет
В результате всех этих действий появляется четкое понимание - что уже есть на рынке, а чего нет, что люди хотят, какой продукт у нашего клиента и как он отвечает потребностям той или иной аудитории и каким образом, какими инструментами мы можем донести ценность этого продукта до нужной нам ЦА.
Так что никакого болота не будет, если идти четко, поэтапно. Если "скакать" туда-сюда с кучей непонятных действий - делать копию сайта, запустить какую-то рекламу, ждать какого-то результата, потом положить туда кучу времени, "зашить" кучу денег в рекламный бюджет, который не отвечает своей результативности - то это и будет то самое болото. У клиента будут одни ожидания, у маркетолога - другие. При этом потрачен главный ресурс - время. Нет структуры понятной и тому, и другому, нет четких этапов работы, результатов после каждого этапа. И клиент, и маркетолог должны понимать, что за чем идет и зачем они это делают.
Еще больше интересного из мира маркетинга, полезные советы начинающим специалистам и много практического опыта по ссылке. Переходите в сообщество Вконтакте!
Следите за обновлениями и комментируйте👍 . Тем самым вы мотивируете на новые интересные посты:)