Найти в Дзене
ВТБ Страна

Витязи и царевны: 3 сказочных шедевра Васнецова

Оглавление

Виктор Васнецов совершил крутой поворот в середине творческого пути: от бытовых сюжетов перешел к сказочно-былинным. Познакомимся с первыми полотнами нового для него тогда жанра, который в будущем принес художнику всемирную известность.

«Ковер-самолет», покинутый железнодорожниками

Виктор Васнецов. «Ковер-самолет», 1880 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород © Public domain
Виктор Васнецов. «Ковер-самолет», 1880 год, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород © Public domain

Сюжет одной из первых картин Васнецова на сказочную тематику был задуман им вместе с меценатом Саввой Мамонтовым. Полотно создавалось для кабинета правления очередной железной дороги и должно было совместить в себе прогресс и силу русских традиций. Ковер-самолет, как новаторское средство передвижения из сказок, подходило идеально, но правление не приняло работу из-за чересчур надуманного детского сюжета.

Главный герой полотна — Иван Царевич. Он, справившись со всеми выпавшими на его долю испытаниями, возвращается домой с победой: в его руках клетка, а в ней — пойманная Жар-птица. Она — главный источник света на картине: бледная луна, расположенная слева, почти не отбрасывает света.

Птица в руках царевича не просто безделушка — это символ нового и яркого, что способно сделать особенной даже самую скучную жизнь. Эта серая обыденность нашла свое отражение в бледном предрассветном пейзаже на заднем плане. Но природа написана не скучно, а умиротворенно и спокойно, ведь она тоже рада, что тяготы Ивана Царевича остались позади, а впереди светлое будущее, в которое так уверенно вглядывается бесстрашный герой.

«Витязь на распутье» без выбора

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье», 1882 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Виктор Васнецов. «Витязь на распутье», 1882 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Центральная фигура на картине — богатырь, стоящий перед «камнем-вещуном». Пройдя через него, витязь не только выберет дальнейшую дорогу, но и определит свое будущее. На камне видна надпись: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Данное камнем предсказание подтверждается костями и воронами, кружащимися над полем — символом надвигающихся бед. Тревожность подчеркивает закатный пейзаж и колорит полотна.

Белый конь послушно сложил голову: от решения витязя зависит и его судьба. Он ждет, не имея иного выбора, в отличие от богатыря — у него были и другие варианты. Васнецов в одном из своих писем рассказывал, что закрыл мхом последующую часть записи: «Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти».

Художник убирает слова неслучайно: зрителю становится понятно, что выберет герой — впереди его ждет смерть. Вряд ли он смог бы поступить иначе, ведь только это долг богатыря — защищать родную землю, даже ценой погибели.

«Три царевны», символизирующие богатства

Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Заказ на работу снова сделал Савва Мамонтов для очередного кабинета правления, теперь в каменноугольной промышленности. Эту картину заказчики тоже не приняли, да и публика не разобрала обращения к малоизвестной народной сказке.

Васнецов использовал мотив сказания о трех царевнах: Медной, Серебряной и Золотой, ставших пленницами злодея Ворона. В очередном своем похождении их встретил и, конечно, освободил Иван Царевич: Золотая царевна стала его женой, а остальных он выдал за своих братьев.

Художник без изменений перенес из сказки только Золотую царевну, а ее сестер превратил во властительниц драгоценностей и угля, более подходящих для заказчиков. Богатства нарядов девиц подчеркивали изобилие ресурсов промышленного края, для которого создавалось полотно.

У каждой из царевен свой характер и настроение: все они прекрасны, но индивидуальны. Сам Васнецов признался в одном из писем: «Я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда».

Для справки:

Подробнее с картинами Виктора Васнецова можно познакомиться во многих российских музеях, в том числе, в Государственной Третьяковской галерее. Банк ВТБ выступает давним партнером музея.