Доклад правительства, «Газпрома» и ЦБ РФ по поводу изменения валюты оплаты газа, поставляемого в недружественные страны на рубли, назначен на 31 марта. На фоне этого стороны даже обменялись громкими заявлениями.
Со стороны Запада это были согласованные позиции G7 и ЕС, солидарно заявивших: оплата в рублях — это нарушение действующих контрактов, платить в рублях не будем. То есть покупатели решили действовать примерно так, как мы и предупреждали.
Ответом со стороны РФ было лаконичное «Нет оплаты — нет газа» от Дмитрия Пескова. А спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин озвучил давно ожидавшееся предложение включить в перечень товаров, подлежащих оплате в рубли, металлы, нефть, зерно и лес. Наконец, «Газпром» накануне прекратил поставки газа по «Ямал—Европа» — в том числе на фоне новостей о движущемся на Европу похолодании: его пик ожидается 4 апреля.
При этом нужно понимать, что самый плохой вариант для ЕС — не вариант. Там есть ПХГ, но европейское потребление гораздо больше выдачи, которую могут обеспечить хранилища. Да и вообще, хранилища — это не про автономную работу. Их смысл выдавать дополнительные объёмы в зимний период, когда потребителям не хватает трубопроводного газа.
Поэтому если исходить из допущения, что для обеих сторон удержание достигнутых позиций — вопрос принципиальный, остаётся только одно: искать посредника.
Этот выход заложен в формулировке «дружественные/недружественные страны». Из европейских потребителей в число недружественных не попала Сербия и забывать об этом не следует. Не исключено, что именно она будет поддерживать продолжение поставок газа в Европу.
Правда контракты всё равно придётся изменить, включив в них нового посредника. Он будет принимать оплату в евро от европейских компаний, продавать их на российской бирже, а полученную рублёвую выручку передавать «Газпрому». Цирк с конями, конечно, зато все будут довольны и сохранят лицо.
Запасной вариант — Турция. Отметим, что в данной схеме нет ничего нового, она уже действовала в отношениях с Украиной. Подсказываем: «Росукрэнерго» и Дмитрий Фирташ.
Компания покупала газ у «Газпрома» по 170 долл и продавала Украине по 95. Как? За счёт ещё более дешёвого газа из Турменистана, купить который напрямую Украина не могла. К тому же «Росукрэнерго» продавала его в том числе сама себе, обеспечивая сырьём заводы по производству удобрений того же Фирташа.
Сербия к тому же — не член ЕС, а значит может спокойно игнорировать позицию Евросоюза по вопросу оплаты в рублях. Но это лишь в том случае, если евробюрократия будет готова к таким компромиссам.
#РепортёрНовости