Развод, аддикции, депрессия, дисфункциональные отношения, аутоагрессия, невротический контакт, психологическое, физическое насилие, измены и другие нарушения в родительской семье, к сожалению, могут повторяться в следующем поколении – в жизни детей.
Если ребенок растет и развивается в неблагополучной атмосфере, то возникает риск повторения им негативного родительского сценария, то есть, риск реализации проблем его отца и матери (и их отношений) уже в своих отношениях с партнером/партнершей.
Но при правильно подходе даже в сложных деструктивных семейных ситуациях можно снизить риск реализации родительского сценария в новом поколении.
И первое, что для этого стоит сделать – понять суть механизма передачи деструкции.
Как работает механизм передачи сценария?
Если, например, в качестве сценария деструктивных взаимоотношений в родительской семье мы рассмотрим невротический союз двоих, где один (родитель) пытается бессознательно «починить» свои проблемы – проблемы из своего детско-родительского бэкграунда (из своего детства) – за счет своего партнера, то велика вероятность, что данный процесс будет впоследствии зафиксирован их детьми, как ложная норма выстраивания романтических/семейных отношений.
В сознании ребенка деструктивная модель отношений его отца и матери будет восприниматься нормой не потому, что он видит такую модель правильной и хорошей, а потому, что она ему просто – привычна (другого поведения мамы и папы – здоровых отношений между родителями, между мужчиной и женщиной – ребенок мог никогда не видеть в своей жизни).
Итог фиксации деструкции в отношениях, как (ложно) допустимой и (ложно) верной модели, может создавать не только деструктивный сценарий в одном новом поколении (в поколении повзрослевших детей этой семьи), но и со временем формировать «цепочку» нарушений/травму поколений, если негативный родительский сценарий будет передаваться далее, и далее – от родителя ребенку.
Передача данной «эстафеты» может продолжаться десятилетиям, династически – одно поколение травмированных людей будет воспитывать следующее поколение – таких же травмированных людей. Потому что сложно воспитать психологически здорового ребенка, не зная, как это делать, не получив в жизни иного опыта, кроме опыта детско-родительских отношений в своей дисфункциональной семье.
Что делать, чтобы не повторить сценарий отца и матери?
Всегда есть шанс прекратить злую «эстафету» семейных травм: исцелить свой невроз, смягчить, скорректировать реакции, повысить уровень самоосознанности, работать над собой, «напитывая» себя заботой, не полученной в нужной мере от родителей.
Если человек хочет и готов изменить свою жизнь к лучшему, но не знает, как это сделать: не понимает, с чего лучше начать, как терапевтировать полученные от родителей травмы, как поступить с накопленными обидами на мать и отца, как преодолеть пагубные/невротические привычки, сформированные в дисфункциональной семье, что делать с иррациональными реакциями, сложными переживаниями и ошибками мышления, то лучшим решением будет обращение к специалисту.
Опираясь на знания и опыт психолога, можно освободиться от довлеющих семейных установок, выстроить благостную связь со своим Я, обретая смысл и значимость своей жизни.
И тогда можно будет не переживать об «эстафете» травмы и передать уже своим детям совершенно иной опыт.
В семье будет царить не разрушение, а созидание – без невроза, и через любовь.