Мусульманские историки немного лукавят, когда описывают доисламскую историю арабов, как период первобытной дикости. На самом деле, в Аравии существовала целая россыпь богатых торговых городов-государств, а вокруг кочевали свирепые в бою бедуинские кланы. Два небольших государствишка, Лахмиды и Гассаниды, стали вассалами Персии и Византии соответственно, и были хорошо осведомлены о современных способах ведения военных действий. В том числе, могли проводить осады и противостоять боевым слонам и тяжелой кавалерии.
Поэтому не стоит так удивляться, что под знаменем новой веры арабы смогли объединиться и одолеть две мировые империи, которые ослабили друг друга многолетними войнами. С помощью иранских интеллектуалов и чиновников они сумели построить собственную державу, подобной которой раньше не видел свет.
Но Византию было рано списывать со счетов. Тем более, что ее малоазиатские провинции были неплохо защищены географически, а такая вещь, как логистика, способна ставить препятствия даже самым умелым завоевателям. В общем, после двух неудачных осад Константинополя, когда арабам пришлось есть зерно, отмытое из конского навоза, они немного умерили свои аппетиты, и халифат оставил Анатолию христианам.
Греки получили возможность провести удачную фемную реформу. За счет некоторой децентрализации власти была существенно усилена оборона провинций. Со временем императоры создали противовес военным силам своих губернаторов и стали держать при себе наемную гвардию. Северяне служили в пехоте, кочевники предоставляли конных стрелков.
В конце концов у византийцев появилось несколько умелых в военном деле монархов, которые решили перейти от обороны к наступлению. Одним из них был армянин Иоанн Цимисхий, который правил в 969-976-х годах. Нам он больше известен, как победитель свирепого князя Святослава. Но мало кто знает, что этот василевс сумел осуществить успешный восточный поход…
Ближайшим мусульманским феодальным владением в то время правила династия Хамданидов – изначально признававшая вассалитет халифа в Багдаде, но в конце концов получившая фактическую независимость. Это была довольно обширная и крепкая держава, которая контролировала Сирию, часть Леванта и Северную Месопотамию.
Их правитель Насир ад-Даула был умелым полководцем и существенно расширил границы, но из-за тиранического правления был свергнут своей же семьей. В результате соперники разделили иракские владения, и в руках Хамданидов остались Дамаск и Алеппо. В таких условиях и началось византийское вторжение.
После подавления славянских орд в европейской части империи у Цимисхия были развязаны руки, чтобы атаковать врага на востоке. Весной 972-го года он покинул свою столицу, а к осени вместе с сильной армией переправился через Евфрат. Император взял штурмом город Нисибис, античную Антиохию Мингидонскую, чтобы использовать этот плацдарм для набегов на соседние территории. Эмир Хамданидов предложил мир в обмен на уплату дани.
Тем не менее, Иоанн не остановил военные действия, но вскоре был вынужден отвлечься на внутренние дела. Но полководец, которому он доверил свою армию с целью продолжить кампанию, показал себя ненадлежащим образом, положил всех людей и сам попал в плен. Императору пришлось договориться с армянами о совместных военных действиях, после чего он вернулся в земли мусульман на следующий год.
Он успешно разметал силы Хамданидов и подкрепления халифата на территории Джазиры, то есть, Северной Месопотамии. И был намерен следовать вдоль реки на юг, имея целью Мосул и даже Багдад. Но в это время пришли вести о враждебных действиях Фатимидов Египта, которые взяли несколько пограничных крепостей и продвигались к Антиохии, важному восточному форпосту империи. Войску пришлось прервать поход, чтобы обеспечить безопасность собственных владений.
Иоанн Цимисхий успеет отпраздновать триумф своей столице, но снова приедет к своим войскам. Не встречая сопротивления, он покорит мусульманские княжества Сирии – Алеппо и Дамаск отдадут себя на волю победителя. Северные левантийские владения египтян также будут им опустошены и войдут в состав греческого царства. Христиане Рамлы и Иерусалима отправят своих послов, чтобы Византия захватила и их города. Император, однако, не сможет продвинуться дальше Кейсарии, то есть, современного северного Израиля. Однако, Назарет, Сидон, Библ, Триполи и Бейрут ему подчинятся.
После этого Иоанн опять отправится домой, намереваясь на следующий год вернуться. Здоровый, как бык, воин, уйдет из жизни в расцвете своих мужских сил. Причина была вызвала недоумение у потомков, но многие подозревали евнуха Василия Лекапена, которого царь намеревался лишить имущества.
#византийская империя #крестовые походы #ближний восток #средневековье