Ежегодно российский бизнес теряет десятки миллионов рублей из-за неплатежей и банкротства контрагентов. В текущих условиях особенно важно понимать, с каким контрагентом можно работать, а с каким нет. Снизить риски поможет использование технологии RPA – программные роботы проведут скоринг контрагента на благонадежность по выбранным параметрам быстрее и эффективнее, чем аналитики.
Проверка или скоринг
Существует несколько подходов к проверке контрагентов для минимизации налоговых и репутационных рисков. При простой проверке, как правило, анализируется информация о налоговом статусе компании на предмет наличия/отсутствия задолженности, достоверности сведений в реестрах и системах и т.д. Для некоторых компаний такой проверки оказывается недостаточно, и в этом случае используется скоринговый подход.
Скоринговая модель проверки контрагентов строится на выявлении показателей (факторов риска) и определении суммарного уровня риска, основываясь на весе негативных факторов в оценке риска. Комплексная скоринговая система, как правило, учитывает ключевые события, влияющие на бизнес контрагента, давая достоверную информацию о его надежности в ближайшей и долгосрочной перспективе.
RPA для скоринга контрагентов
GMCS предлагает RPA-решение для проверки контрагентов – как простой, так и в соответствии с настраиваемой скоринговой моделью. Решение может быть развернуто на базе российских (RPA PIX) и иностранных RPA-решений (UiPath).
Средний срок внедрения робота для проверки контрагента составляет от 1 месяца, в зависимости от сложности скоринговой модели.
Вот так упрощено выглядит алгоритм, по которому робот осуществляет проверку контрагента. В зависимости от потребностей компании список параметров и ресурсов для проверки может быть расширен:
🔹 Робот собирает информацию о контрагенте из списка интересующих ресурсов;
🔹 Расчет суммарного риска и выявление стоп-факторов происходит с использованием скоринговой модели;
🔹 Скоринговая модель гибко настраивается под потребности заказчика. Возможность добавлять необходимые источники и ресурсы (ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ОКВЭД, «Прозрачный бизнес», ЕФРСБ, ЕИС в сфере закупок, картотека арбитражных дел и др.);
🔹 По результатам проверки робот оценивает и присваивает контрагенту по баллу за каждый показатель;
🔹 По результатам проверки формируется внутренний рейтинг контрагентов;
🔹 Результаты работы робот отправляет на электронную почту ответственному сотрудники.
RPA-решения является универсальным и подходит для любой отрасли. Результатами использования являются:
🔸 Сокращение времени на массовую проверку контрагентов;
🔸 Минимизация финансовых и репутационных рисков компании;
🔸 Единые стандарты проверки и внутренний рейтинг благонадежности контрагентов;
🔸 Работа в едином окне по заданным алгоритмам;
🔸 Формирование отчетности о проделанной проверке.
Кейс «RPA для проверки контрагента»
Задача
У компании уходило много времени на проверку контрагентов, а иногда специалисты просто не успевали проверить всех контрагентов из-за высокой загрузки. Нередко возникали ошибки или неточности при проверке.
Перед специалистами GMCS была поставлена задача автоматизировать процесс проверки потенциальных и текущих контрагентов на периодической основе на предмет намерения банкротства.
Решение
Разработан робот, который с помощью заданных алгоритмов получает ИНН контрагента, затем проверяет его финансовое состояние, надежность и определяет вероятность банкротства через сервис СБИС (специализированную программу для сдачи отчетности).
В среднем в день робот получает и обрабатывает 40-60 заявок на проверку.
Результаты
Благодаря использованию программного робота:
- Время на сбор и анализ данных для проверки сократилось c 60 минут до 8-10 минут на каждую операцию;
- Исключены ошибки человеческого фактора.
В коротких роликах можно посмотреть пример работы такого робота:
Получить консультацию по настройке и внедрению RPA-решения для проверки контрагентов можно, оставив заявку на info@gmcs.ru