Найти тему
ИстПросвет

Как и когда славяне впервые появились на мировой арене

Оглавление

Самое известное разъяснение о происхождении славян изложено около тысячи лет назад летописцем Нестором. В «Повести временных лет» он, будто сам был тому свидетель, писал, что после неудачи с Вавилонской башней единый человеческий род рассеялся по всей земле, включая подразделение Иоафета. А дальше было вот что.

Отряд Иоафета

Иоафет командовал 72-мя родами и повёл их на запад и север. Как он это делал одновременно, не понятно, но поверим летописцу на слово. В ходе переселений и этно-родовых переплетений из общей масс мигрантов выделились (далее цитата) «так называемые норики, которые и есть славяне». Дальше, больше:

«Спустя много времени, - повествует ПВЛ, - сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели. … Когда… славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, …лутичи, …мозовшане, …поморяне».

Другие славяне сели по Днепру и прозвались полянами, древляне сели в лесах, между Припятью и Десной поселились дреговичи, по реке Двине – полочане, на озере Ильмень – новгородские словене и так далее. В итоге, за энное количество столетий «разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота называлась славянской».

Склавин (крайний слева) из Евангелия Оттона III, 990
Склавин (крайний слева) из Евангелия Оттона III, 990

«Пражская» культура

В отличие от Нестора, которому всё было предельно ясно, учёный мир по-прежнему теряется в догадках относительно точных данных о происхождении славян. Однако кое-какие итоги у них всё же есть. Археологи твёрдо уверены, что на обширной равнине от Праги до Днепра и от середины Одера до Нижнего Дуная в 6-7 веках нашей эры существовала единая славянская культура, условно именуемая «пражской».

Все найденные на этой территории артефакты, такие как остатки жилищ, домашняя утварь, женские украшения, захоронения умерших, свидетельствуют о единой материальной и духовной культуре славян на огромном пространстве Европы. Характерными для «пражской» культуры являются однотипные, неукреплённые небольшие посёлки из деревянных полуземлянок с печью в углу, а не в центре, как было принято у германцев.

В керамике у древних славян главное место занимали горшки, в отличие от мисок у соседних германцев. Как пишет Е. Анисимов, «горшок всегда оставался главным «орудием» славянской, а потом и русской хозяйки». И это верно. Этот же историк добавляет, что в праславянском языке слово «миса» - германского происхождения, в то время как «горшок» - истинно славянское слово.

Анализ женских украшений и похоронных обрядов также показывает единство «пражцев»-славян. Одинаковой моде были подвержены все женщины региона, а покойников все древние славяне сжигали, а над захороненным прахом воздвигали курган.

Славянин на Дунае (коллаж)
Славянин на Дунае (коллаж)

Постскриптум

Историки считают, что о славянах с большой уверенностью можно говорить применительно к 6 веку, когда они начали отступать с побережья Балтийского моря под натиском воинственных германцев. Их племена спустились в Восточную Европу, одновременно растекаясь по её территории, и вскоре уткнулись в течение Дуная, за которым находилась Византийская империя.

Встретив сопротивление греков на Дунае, часть славян осела на границах с Византией, а часть двинулась на северо-восток и северо-запад. В итоге, единая масса славян распалась на южных, западных и восточных. Именно это разъединение и было зафиксировано Нестором в древней летописи. При этом древнейшая история славянства уходит корнями в общее индоевропейское единство и нуждается в дальнейшем изучении.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору