Пожалуй, одно из самых известных дошедших до нас собраний заговоров и ритуалов, которое было составлено во второй четверти XVII века. Хранится Олонецкий сборник в Отделе рукописей Библиотеки РАН в Санкт-Петербурге. По мнению А. Л. Топоркова (ученый фольклорист и этнограф, доктор филологических наук), рукопись не имеет себе равных по объему, а также тематическому и сюжетному разнообразию в русской рукописной традиции.
Большой удачей следует считать то, что работе удалось “дожить” до сегодняшнего дня. Ее путь в общих чертах известен: в середине 1870-х найдена учителем Петрозаводского духовного училища Малиновским, он жечастично опубликовал ее в местной газете. Позднее над ней поработал археограф Срезневский, издав полное описание рукописи и большую подборку текстов. Малиновский же и передал сборник в петербургский архив- там о нем позаботились, дабы обеспечить сохранность, причем не смотря на революции и войны, которые не пощадили нашу страну в XX веке.
Доподлинно неизвестно, кто, когда точно, где именно и с какой целью создавал эту рукопись. Мы можем, впрочем, предположить, что составители являлись практиками колдовской традиции. Почему составители? Их было, как минимум, двое: в работе четко различаются два почерка. Эти колдуны, как принято в чернокнижии, заносили свои наработки в книгу. Интересы этих людей, как и они сами, не были похожи. Один явно стремился к обладанию магической силой. В тексте ничто не указывают на его особую социализацию, или наличие семьи: например, у него нет заговоров против детских болезней. Наличие же ряда вредоносных обрядов говорит о том, что этот писец точно являлся чернокнижником, а в народных традициях таких людей избегали- еще один довод в пользу минимума социальных контактов у этого персонажа.
Касательно времени появления- вероятно, сборник был составлен, как минимум, в период царствования царя Михаила Федоровича (1613-1645), так как его имя упоминается в одном из текстов, причем в контексте практики негативного воздействия: “…и как падут утренния и вечерния росы на землю и на воду, тако же бы пала красота и лепота царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Руси”.
Второй писец имел семью и беспокоился о своих социальных связях. В обрядах он предстаёт как семьянин, или, например, помогает пастуху проводить обряд весеннего выгона скота. Несколько записей посвящены проблемам детского здоровья. Имеются заговоры на возвращение украденного и на сбережение домашнего скота.
Кроме вышеуказанных, еще одной особенностью рукописи является ряд карельско-вепсские текстов, записанных кириллицей.
Тексты, во многих случаях, идут парами и группами, собранными по функциональной направленности. Один за другим идут тексты, с помощью которых было возможным узнать будущее, выведать тайну, или открыть будущее. Отомстить врагу, отослать болезнь, и даже такие, как обряды на власть и судей. Вместе с тем, имеются такие заговоры и обряды, которые сохраняют смысловую идентичность, но имеют противоположные функции. За способами наведения порч, к примеру, идут методы ее снятия.
Как правило, тексты составлены в формате детального объяснения читающему, как правильно провести тот или иной обряд. У таких записей имеются три элемента: заголовок, указ (инструкция) и сам текст. Инструкции заслуживают особого внимания: в них содержатся подробные и детализированные описания обрядов, а также всего необходимого к ним. Где и как следует произносить тот или иной заговор, какие действия нужно при этом совершать и какие вещи использовать.
Обряды разные по методу запуска механизма своей работы. В некоторых имеются обращения к различным духовным существам, но, как правило, это самодостаточные заговоры различного характера, как, например, сравнения или нарративы.
В сборнике отчетливо обозначены начало и конец. Он завершается словами о том, что Богородица замыкает вокруг имярека “железный тын” – типичный текст-замок.
Позже размещу несколько обрядов из этого сборника, на суд уважаемых читателей)