Найти в Дзене

Ангелика Кауфман. «Узнанный Ахиллес»

В 1781 году Ангелика Кауфман выходит замуж за итальянского пейзажиста Антонио Цукки (1726–1798) и в тот же год они перебрались в Венецию, на родину ее мужа.

В Венеции Кауфман представляют путешествующим по Европе под именем графов Северных великому князю Павлу Петровичу и его супруге. Павел I приобрел у Ангелики Кауфман три картины — «Смерть Леонардо да Винчи на руках Франциска I», и парные полотна «Отравленная Элеонора» (1781) и «Исцеленная Элеонора» (1782, все картины хранятся в Государственном музее-заповеднике «Павловск»). Великий князь Павел Петрович оказался, таким образом, первым заказчиком Кауфман из российской императорской фамилии, что предопределило ее широкую популярность среди русской аристократии. В дальнейшем Кауфман создает по заказу представителей русской аристократии такие полотна, как «Портрет графини Екатерины Петровны Барятинской, урожденной Хольстейн-Бек с семьей» (1791), «Портрет графини Екатерины Скавронской» (1789), «Портрет графини Анны Александровны Чернышевой с дочерью» (1793).

Гавриил Иванович Скородумов (1755–1792) по оригиналу Ангелики Кауфман (1741–1807)
Мудрость
1777
Гравюра пунктиром (отпечаток сангиной)
НИМ РАХ
Гавриил Иванович Скородумов (1755–1792) по оригиналу Ангелики Кауфман (1741–1807) Мудрость 1777 Гравюра пунктиром (отпечаток сангиной) НИМ РАХ

Если мы попробуем сравнить великолепное полотно Жака Луи Давида «Клятва Горациев» (1784, Лувр, Париж) и картину «Узнанный Ахиллес» (1789), то сможем увидеть насколько различны стили художников. «Клятва Горациев» это эталон классицизма в самой своей жесткой форме, картина написана по линейной композиции, и герои как будто стоят под светом прожекторов, соединенные одной линией, недвижимые, твердые, как камень. Замкнутая форма, плоская композиция — все действо картины происходит словно на сцене, группы фигур напоминают древнеримские рельефы. Главное на этой картине — это мужчины, их резкость и воинственность, а женщинам, слабым и как будто бы неважным отводится место поодаль, фоном. Суровый классицизм, показанный в этой картине, помог Жаку Луи Давиду обрести славу по всей Европе. Классический стиль Кауфман был совсем иной.

В «Памятной записке о картинах» содержатся такие сведения: «Рим. Декабрь 1789. Для Ее Величества Императрицы Всея России большая картина — ширина 14 1/2 римских пядей, высота 12 пядей с красочными фигурами в полный рост, изображающая Ахилла, обнаруженного еще переодетым в женское платье; он среди девушек, сопровождающих Деидамию, дочь царя Ликомеда; Улисс и его товарищ Диомед показывали дорогие товары принцессе, среди которых были шлем, щит и меч; пока девушки восхищались роскошными изделиями и драгоценностями, юный Ахилл вдруг поднял щит и размахнулся мечом, игриво угрожая девушкам, и поэтому он был узнан Улиссом, который пытался найти его. На картине — момент, когда принцесса Деидамия, преклонив колени, удерживает Ахилла и умоляет Улисса не забирать его от ее двора; некоторые из девушек испуганы, а другие удивлены; группа хорошо составлена и ясно передает сюжет. Вышеупомянутая картина является парной к другой, о Сервии Туллии, написанной в 1785 году, 600 цехинов. 8-го Мая 1790. М-р Томас Дженкинс полностью заплатил сумму в 600 цехинов. Упомянутая выше картина отправлена в начале июля через Анкону и Триест и т. д.».

Известно, что был посредником между Екатериной II и Ангеликой Кауфман был князь Н. Б. Юсупов. В одном из писем ему от 14 января 1788 императрица писала: «…картина Ангелики Кауфман, та, что у меня, <…> доставляет большое удовольствие ее рассматривать; я не сомневаюсь, что и вторая будет также хороша».

Два полотна на историческую тему, находящиеся ныне в Музее Академии художеств были написаны непосредственно по заказу русской императрицы Екатерины II. Они, как уже отмечалось, отличаются от других исторических работ художницы монументальностью и необычностью сюжета. По наблюдению Л. Ю. Савинской, «о значении, которое придавала этим работам сама художница, свидетельствует и их цена — по „600 цехинов“ за каждую, в то время как с 1788 года за историческую картину художница брала в среднем около 220 цехинов» .

На картине «Узнанный Ахиллес» (1789) представлен мифологический сюжет, история о том, как мать Ахилла Фетида, заранее знавшая о том, что ее сыну предначертано умереть под Троей, чтобы уберечь сына от гибели, отправила героя на остров Скирос. Облачившись в женское платье, Ахилл скрывался там среди дочерей местного царя Ликомеда. Греки знали, что без Ахилла им не победить троянцев, поэтому хитрый Одиссей отправился на поиски героя и явился во дворец Ликомеда с подарками для женщин, а также с копьем и щитом. Когда дочери царя и переодетый Ахилл рассматривали дары, неожиданно заиграла труба и раздался звон оружия. Решив, что это враги, Ахилл сбросил женскую одежду и схватил копье и щит.

Ангелика Кауфман (1741–1807) Узнанный Ахиллес
1789
Холст, масло
НИМ РАХ
Ангелика Кауфман (1741–1807) Узнанный Ахиллес 1789 Холст, масло НИМ РАХ

Интересно отметить, что Кауфман относится к обоим полам с равной важностью — Ахилл олицетворяет как женские, так и мужские качества, одеваясь как придворные женщины и заботясь о них, одновременно поднимая меч над головой. Как отмечает в своем исследовании Анджела Розенталь, две колонки позади Ахилла отражают двойственность его пола, подчеркивая тем самым намерение Кауфман объединить мужское и женское. Кроме того, даже Одиссея Кауфман отказывается изобразить строго мужественным, тем самым еще больше уравновесив мужские и женские черты в своей картине. Работа Кауфман выглядит совершенно иначе, нежели «Клятва Горациев». Мы видим мягкий свет, голубое небо где-то вдалеке над островом Скирос, воздушную, словно невесомую одежду героев. Мы видим Деидамию, дочь царя Ликомеда, ставшую женой Ахилла, которая бросается защитить своего мужа. И наконец мы видим Ахилла, подле которого лежит лира, его любимый инструмент, одетого в женское платье, с мечом в руке, готового сражаться. Одновременно он выступает как трагический герой, которому не избежать своей приближающейся гибели. Рассматривая эту картину, мы словно попадаем в этот момент и проживем его вместе с изображенным героями. Кажется, что изображение движется, оно не статичное, как у Давида, а словно живое, наполненное духом своего времени и момента, но при этом нежное и трагичное.