В 1956 году, в пору оттепели, Заболоцкий уже может написать стихотворение на тему лагерного заключения, совершавшегося в эпоху Сталина над людьми абсолютно невиновными.
Главная мысль стихотворения - смерть, приходящая как долгожданный приятный сон и как избавление от страданий и тягот. Как единственный выход из чересчур горьких, убийственных обстоятельств, с которыми не справляется человеческая душа.
Этот драматический сюжет напоминает как минимум два других известных произведения - это смерть Дарьи от мороза в поэме Некрасова "Мороз, красный нос" и "Выхожу один я на дорогу" Лермонтова. Во всех этих трех стихотворениях смерть уставшего, обессиленного человека мыслится на фоне природы в широком ее понимании - на фоне одухотворенной вселенной, которая тем не менее бессильна помочь человеку при жизни. Вместо этого природа просто забирает души в свое лоно, как бы освобождая от земного ига.
Где-то в поле возле Магадана,
Посреди опасностей и бед,
В испареньях мёрзлого тумана
Шли они за розвальнями вслед.
От солдат, от их лужёных глоток,
От бандитов шайки воровской
Здесь спасали только околодок ( примечание - видимо, врачебный пункт)
Да наряды в город за мукой.
Вот они и шли в своих бушлатах –
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека.
Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных,
И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их,
Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звёзды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.
Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь её проникновенный
До людей уже не доходил.
Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мёрзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики.
Стали кони, кончилась работа,
Смертные доделались дела…
Обняла их сладкая дремота,
В дальний край, рыдая, повела.
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой.
Как и в упомянутых произведениях Некрасова и Лермонтова, здесь у Заболоцкого появляется мотив посмертной жизни, и смерть приходит именно в форме сна. Человек невинный просто засыпает, как бы отмучившись. В сладости такой смерти - словно само естественное милосердие Вселенной, вознаграждение за незаслуженные страдания.
Лексические художественные средства
Олицетворения
усталость "снедала души их"
Звезды, "символы свободы", "не смотрели больше на людей" - потому что убедились, что в человеческом обществе свободы нет, а потому презрительно отвернулись от всех людей вообще.
Обняла дремота и "в дальний край, рыдая, повела".
Метафоры:
Дивная мистерия вселенной Шла в театре северных светил...
(то есть там, на небе, еще помнят о Боге, и потому звезды как бы играют сцены о Его жизни, а вот на Земле давно забыли о том, кто такой Бог, и потому звездный "огонь проникновенный " не доходит до людей).
Синтаксические художественные средства
Анафора и грамматический параллелизм:
От солдат, от их лужёных глоток,
От бандитов шайки воровской...
В последнем четверостишии параллелизм проявляется еще и в будущем времени всех глаголов:
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой...
Если брать классическую литературу 19 века, то, пожалуй, наиболее родственно это стихотворение именно с финалом поэмы "Мороз, Красный Нос", к тому же используется тот же мотив замерзания. Слово "мерзлый", кстати, несколько раз повторяется в данном стихотворении.
Я не сопоставляю со стихотворениями той же советской эпохи и той же тематики (о сталинских лагерях), потому что таких произведений много и о них уже написано.