Найти в Дзене

Подготовка руки к письму: упражнения.

Источник: https://fado-dpo.ru/articles/podgotovka-ruki-k-pismu-uprazhneniya/

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует хорошо развитой мелкой моторики рук, слаженной работы мелких мышц, четкое выполнение тонко-координированных движений. И овладение письмом должно начинаться уже в дошкольном возрасте.

В первую очередь необходимо правильно сидеть при письме: осанка должна быть прямая, спина касается спинки стула, плечи расправлены, ноги расположены параллельно друг другу, скрещивание не допустимо. Промежуток между грудью и партой должен быть не менее 2 см, голова слегка наклонена, расстояние между глазами и тетрадью около 30 см. Писать необходимо прямо, а наклон почерка будет создаваться путем наклонного положения листа бумаги. Таким образом, правильная посадка станет профилактикой сколиоза, физического переутомления и неправильного написания букв.

Следующим критерием готовности руки к письму является правильное удерживание ручки. Рассмотрим, как правильно научить ребенка держать в руке ручку или карандаш:

1. Из большого и среднего пальца делаем колечко. Учимся ставить большой палец на первую фалангу среднего пальца.

2. Кладем в ручку в колечко и в ложбинку между большим пальцем и указательным.

3. Ручку держим двумя пальцами (большим и средним), сжимаем, но не сильно.

4. Указательный палец просто укладывается на ручку, но не держит его.

5. Выполняем упражнение «Колобок», целью которого является расслабление мышц руки. Взрослый берет двумя руками руку ребенка за запястье и раскачивает из стороны в сторону, словно тесто. Когда ребенок полностью расслабит руку, она начинает болтаться, получается «колобок».

6. Учимся продвигать руку без ручки вправо по листу бумаги. Это упражнение часто вызывает затруднения, и как следствие, у ребенка написание первых букв оказывается крупнее и больше, чем последующих. Словно ребенок дописал слова и только потом передвинул руку вправо.

7. Упражнение на развитие ритмичности движений. Ребенку предлагается проводить прямые линии вверх-вниз, вниз-вверх. Выполняется задание под ритмичную музыку или счет педагога.

Что делать, если ребенок держит ручку неправильно?

1. Упражнение «Салфетка». Ребенок зажимает половину салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Предлагаем ребенку оставшимися тремя пальцами взять ручку так, чтобы салфетка осталась в ладошке.

2. Метод пинцета. Берем ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, средним и указательным) и ставим ее на стол, уперев ее в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя по ручке.

3. «Укладываем ручку спать». Представим, что средний палец – это кроватка, кладем ручку в кроватку. Под кончик ручки кладем «подушку» - подушечка указательного пальца. Сверху накрываем ручку «одеялом» - подушечкой большого пальца. И начинаем писать.

4. Использование силиконовых насадок. Следует учитывать право и леворукость.

5. Ручка – тренажер для пальцев. Такие ручки имеют трехгранную форму и специальные углубления для пальцев.

6. Учиться писать мелками, предварительно разломав их так, чтобы длина мелка была не более 3 см.

7. Использование резинки в качестве поддержки для ручки. Необходимо взять резинку подходящего размера, надеть ее на запястье руки ребенка, затем, сделав петлю восьмеркой, вставить туда ручку.

Подготовка руки к письму осуществляется в следующих направлениях:

1. Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, изготовление подделок, аригами, вкладыши, шнуровки и т. д.). Выполнение данных упражнений способствует развитию свойств внимания: устойчивости, концентрации; пространственной ориентировки и умению доводить дело до конца.

2. Развитие чувства ритма, то есть формирование навыка согласования слов и движений в определенном ритме.

3. Развитие графических умений (рисование, раскрашивание, штриховки).

4. Развитие пространственной ориентировки (умение ориентироваться в собственном теле, на плоскости, написание графических диктантов, овладение пространственными предлогами, рисование по точкам, лабиринты, тамгранны). Умение ориентироваться в пространстве является профилактикой зеркального написания букв и залогом успешного овладения навыком письма, так как письменная речь существует в пространстве.

Если вы хотите получить новую профессию, повысить свою квалификации, прокачать дополнительные навыки по направлениям педагогика, психология и логопедия, приглашаем вас на обучение в Академию ФАДО. По окончании обучения вы получите диплом о профессиональной переподготовки.

Посмотреть программы и цены можно на нашем сайте https://fado-dpo.ru/prof/pedagogika/

Вопросы можно задать по тел. 8 (800) 551-52-41

или написать WhatsApp https://wtsp.cc/79151563985