Найти тему

Зреть в корень

Эксперты о том, что больше всего беспокоит россиян в сфере ЖКХ.

О качестве коммунальных услуг

Ирина Булгакова, руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ:

— Чаще всего жалобы населения бывают на качество услуг отопления, что связано с тем, что это самое чувствительное неудобство. Основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей — 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Кроме жалоб на качество услуг, большое количество обращений связано с ценой на эти услуги, на соотношения цены и качества: цены растут, а качество не улучшается. Причина кроется в самом принципе тарифообразования за коммунальные услуги: чем более изношена система, тем больше нужно тратить ресурсов для ее содержания и тем выше себестоимость и тариф. Эти вопросы сегодня решаются: Правительством РФ реализуются национальные проекты («Экология», «Жилье и городская среда»), которыми предусмотрены проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры, что приводит к повышению качества предоставляемых коммунальных услуг. При этом большая часть проблем, влияющих на качество предоставляемых коммунальных услуг, сосредоточена не в коммунальном, а в жилищном секторе (внутри дома). У нас очень изношен жилищный фонд, и он недостаточно качественно обслуживается. Не выдерживаются температурные режимы: перегрев и недогрев в квартирах. Не промываются вовремя трубопроводы, старая проводка — все это приводит к низкому качеству коммунальных услуг и к высокому потреблению коммунальных ресурсов. Для решения этих проблем необходимо стимулирование работ по модернизации и повышению качества жилищного фонда, что в итоге позволит потреблять меньшее количество коммунальных услуг и повысить их качество. Это непростая задача, связанная в том числе с привлечением значительных инвестиционных ресурсов как в многоквартирные дома для их модернизации и повышения ресурсоэффективности, так и в коммунальный сектор для оптимизации его работы при изменении поведения потребителя. Снятие возможных барьеров для формирования инвестиционной привлекательности этих секторов и создание механизмов государственного стимулирования инвестиций является приоритетной задачей на ближайшие годы. Необходимо провести мероприятия по снижению неэффективного использования тепловой энергии (мероприятия по повышению энергоэффективности) и обеспечить возможность регулирования температуры в жилых помещениях потребителями. А также нужны грамотные и профессиональные кадры для управления МКД.

О начислении платы за ЖКУ

Алексей Кандыбка, директор юридической компании «Консул», доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ЮРИУ РАНХиГС, к.ю.н.:

— Проблема начисления платы за ЖКУ одинакова как для ресурсоснабжающих организаций, так и для потребителей в связи с тем, что в стране отмечается низкий рост зарплат и доходов, а потому любой рост тарифов вызывает сокращение оставшихся на жизнь денег у людей. С другой стороны, в последние два года мы можем наблюдать большой рост цен на строительные материалы, а потому предприятиям, которым закладывают 0 рублей на капремонт и совсем небольшие деньги на текущий ремонт, взять финансовые средства просто неоткуда. В этой ситуации возникает вопрос, как поддерживать бесперебойный цикл коммунальных услуг при тарифах, которых не позволяют производить даже текущий ремонт. Изменить такое положение дел может только правильная государственная политика, потому что практически любое действие, которое будет направлено на разрешение этого вопроса в одну или другую сторону, приведет к недовольству одной из сторон: либо ресурсоснабжающих организаций, которым будут недорегулировать тариф, либо потребителей, чье недовольство будет вызвано слишком высоким тарифом и уменьшением числа свободных денег для жизни в нормальном режиме. Что я считаю необходимым сделать в данном случае? На мой взгляд, нужно рассмотреть вопрос о государственных дотациях из бюджета федерального в бюджеты не только региональные, но и муниципальные. Необходимо национализировать частные предприятия в сфере ЖКХ, поскольку частным предприятиям, согласно бюджетному законодательству, деньги не выдадут. Далее, как ни странно, необходима инвентаризация сетей, о которой говорят десятки лет. Возможно, в каких-то регионах данный вопрос уже решен, но это необходимо сделать по всей России. Нужно выстроить работу в этом направлении таким образом, чтобы субъекты Федерации определили, какие из водоканалов находятся в более, а какие в менее тяжелом положении. Это значит, что на первом этапе те из водоканалов, которые испытывают большие трудности, должны будут получить большее финансирование. И этот момент касается не только водоканалов, но и других организаций в сфере ЖКХ: государству нужно изыскать резервы для того, чтобы через бюджеты субъектов Федерации профинансировать замену этих сетей и оборудования. Кроме того, необходимо, чтобы под каждую статью расходов в тех организациях, которые занимаются регулированием тарифов, был указан достаточный и полный перечень документов, которые должна предоставить любая ресурсоснабжающая организация, и образцы их подготовки. Непрозрачность этой системы в том виде, в котором она существует сегодня, создает проблемы при установлении тарифа. А в этом мы наблюдаем прямую зависимость в возникновении проблем с оплатой ЖКУ, которая так волнует россиян.

О капитальном ремонте

Михаил Лысенко, генеральный директор некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов»:

— Сегодня граждан беспокоят два основных вопроса: «Почему я должен платить?» и «Почему должен платить уже сейчас, хотя ремонт планируется через несколько лет?». Последний пункт особенно актуален в Краснодарском крае, потому что ежегодно у нас вводится в эксплуатацию большой объем жилья, и собственники новостроек недоумевают, о каком капитальном ремонте может идти речь, если дом новый. И если ответ на первый вопрос многие уже осознали — в советский период капремонтом жилищного фонда занималось государство, а после распада СССР и последовавшей приватизации ремонт общедомового имущества стал обязанностью собственников, то ответ на второй вопрос людям не так очевиден. А ведь если мы проанализируем сегодняшнюю ситуацию, то увидим, что везде преобладает централизованный способ формирования фондов капремонта — счет регионального оператора или «общий котел». Соответственно, весь объем работ и вся ответственность лежат на плечах регионального оператора. Призывы открывать специальные счета и становиться настоящими хозяевами своих домов пока не работают. И хотя ситуация постепенно меняется, инициативных собственников не хватает. Но при таком раскладе, если уж мы говорим о счете регионального оператора, собственникам надо учитывать тот факт, что в этом случае работает принцип заимствования. Поэтому, во-первых, чтобы к моменту ремонта конкретного МКД собралась значительная сумма (а современные дома потребуют более дорогостоящего ремонта из-за новых технологий и оборудования), ее надо начинать копить заранее. Во-вторых, чтобы было что добавлять из общей «копилки» к собранной на момент ремонта сумме, другие дома, в том числе новостройки, также должны уплачивать взносы. Иначе добавлять будет нечего и неоткуда. Что делать, чтобы эти вопросы закрывать? Усиливать информационно-разъяснительную работу. Активно привлекать к ней управляющие организации, муниципалитеты. Пока еще не все граждане понимают, что уплата взносов на капремонт — это обязанность и такая же норма, как уплата налогов. Нам всем как собственникам необходимо осознать, что мы ответственны не только за свою квартиру или помещение, но и за общее состояние дома, в котором они расположены.

Об обращении с ТКО

Виталий Измайлов, заместитель директора Мурманского филиала АО «Ситиматик»:

— В Мурманский филиал АО «Ситиматик» ежемесячно от жителей в среднем поступает порядка 5 тыс. вопросов, касающихся работы системы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионе. Весной и осенью люди обращаются за информацией о порядке перерасчета платы за услугу регоператора, а в зимние месяцы, особенно в период обильных снегопадов, подавляющее число вопросов связано с нарушениями графиков вывоза ТКО. И срывы графиков из-за погодных условий — это действительно серьезная проблема. К сожалению, ни региональный оператор, ни мусоровывозящие компании не могут повлиять на ситуацию. В большинстве случаев подъездные пути и сами контейнерные площадки находятся в зоне ответственности управляющих компаний, которые не имеют собственной снегоуборочной техники. В Мурманске ситуация осложняется еще и нехваткой полигонов для складирования снега. В настоящее время эти проблемы решаются только в «ручном режиме» и только при участии муниципальных, а в особо запущенных случаях — и региональных властей.В общей массе вопросов о текущих проблемах особняком стоят те, которые касаются совершенствования существующей системы обращения с ТКО и, в частности, организации раздельного накопления отходов. В Мурманской области с разной степенью успешности реализовано несколько пилотных проектов по внедрению элементов раздельного накопления отходов. Они позволили выявить основные проблемы, связанные с этой работой. Во-первых, контейнерные площадки, расположенные в жилом фонде, плохо приспособлены для установки контейнеров для накопления отдельных фракций. Их переоборудование требует определенных капиталовложений, и не всегда понятно, кто может и должен взять на себя эти расходы. Во-вторых, наличие мусоропроводов в МКД сводит на нет все усилия по внедрению раздельного накопления отходов. Решить вопрос с их демонтажем при существующей нормативно-правовой базе практически невозможно. В-третьих, во многих российских регионах отсутствуют перерабатывающие вторсырье предприятия. Так, например, пластиковые отходы из Мурманской области приходится отправлять на утилизацию автомобильным транспортом за полторы тысячи километров на ближайший завод. И в этих условиях «экономика» рискует быть «съеденной» накладными расходами. В целом раздельное накопление ТКО в стране пока никак не регламентировано. А значит, решение многих вопросов, в том числе тарифной политики, невозможно.

Об управлении, содержании и ремонте МКД, общих собраниях собственников

Михаил Швыганов, председатель ТСЖ «454»:

— Сейчас у нас в стране более 90% многоквартирных домов находятся под управлением управляющих компаний. Граждан и собственников жилья в МКД, которыми управляют управляющие компании, беспокоит плохое содержание общего имущества. Очень много жалоб граждан приходит в органы государственных жилищных инспекций на плохое состояние подъездов, крыш и инженерных коммуникаций. Это происходит во многом потому, что УК не заинтересованы в финансовых затратах, многие из них выполняют роль аварийных служб и не вкладывают деньги в плановый текущий ремонт МКД. Поскольку это коммерческие организации, то финансовый контроль за собранными целевыми денежными средствами со стороны государства отсутствует. Нет права проверять первичные финансовые документы и договоры у УК и у собственников жилья.

Мой опыт работы в сфере ЖКХ показывает, что самый эффективный способ управления МКД — это создание организаций товариществ собственников жилья для совместного управления. Конечно, для этого необходимы определенные условия, в том числе инициативные собственники жилья, обладающие знаниями нормативных актов, регулирующих сферу ЖКХ. К сожалению, сейчас в регионах практически отсутствуют школы по подготовке и повышению квалификации специалистов по управлению МКД. Для решения этих проблем, по моему мнению, со стороны государства необходимо создание муниципальных домоуправляющих компаний и школ по подготовке кадров по управлению МКД. Также нужно создать условия для облегченной регистрации ТСЖ. Дело в том, что сейчас для того, чтобы зарегистрировать ТСЖ, помимо письменных решений собственников, нужны подписи всех собственников в самом протоколе общего собрания, принявших решение о создании ТСЖ, что зачастую в больших домах становится просто невыполнимым условием. Кроме того, многие УК устанавливают плату за содержание и ремонт жилья, предусмотренную для государственного и муниципального фонда. Но каждый МКД имеет свои особенности и разный процент износа общего имущества, а потому плата за содержание жилья должна устанавливаться для каждого дома с учетом его особенностей и технического состояния. Что касается проведения общих собраний, то необходимо установить критерий принятия решений простым большинством голосов по всем вопросам. Также нужно активно переходить на электронное голосование проведения общих собраний с использованием электронных систем.

Рейтинг проблем, волнующих граждан в III квартале 2021 года*

  1. Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД (1143 обращения).
  2. Начисление платы за ЖКУ (1010).
  3. Управление МКД (895).
  4. Качество коммунальных услуг (784).
  5. Благоустройство придомовой территории (740).
  6. Капитальный ремонт (680).
  7. Обращение с ТКО (379).
  8. Общие собрания собственников (310).
  9. Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) (273).
  10. Иные (1664).

*Источник: Топ-10 тем обращений по версии НП «ЖКХ Контроль»

Автор: Юлия Серебрякова.