Стратегия принятия решений очень важна. Если вы умеете принимать рациональные, взвешенные, аргументированные, продуманные решения, качество вашей жизни будет очень высоким, и вы сможете с легкостью достигать именно желаемых в своей жизни целей и изменений.
Прежде чем принимать решение, неплохо бы проанализировать проблему. Про анализ проблем у меня вышло видео. Зная, что вызывает проблему, в каких ситуациях она появляется, какие есть предшествующие фактор, какие последствия, намного легче разрабатывать план действий.
Разберем процесс на примере выбора учиться дальше или отчисляться. Молодой человек понял, что это не его специальность и не хочет тратить время на то, чтобы доучиваться, но при этом, если он отчислиться, его заберут в армию.
Первое, что нам нужно, это определиться с целью. На данный период у вас цель это чтобы вас не забрали в армию, заниматься тем, что вам хочется, получить хоть какую-то специальность и тд? Если вы поймете свою цель на данный момент — это уже 50% успеха от выбора стратегии решения.
Второе — это найти 5 и более вариантов решений. Обычно люди выбирают между двумя стратегиями и игнорируют остальные. Или это или то. И тем самым ограничивают свою возможности выбрать наиболее правильный вариант, который принесет максимальную пользу и поможет достигнуть цели. В случае с университетом молодой человек думал между тем, чтобы отчислиться и остаться, но вариантов как поступить гораздо больше.
Допустим наш студент хочет заниматься тем, что он хочет, но так, чтобы без армии.
- Остаться в вузе
- Отчислиться
- Перевестись на другое направление в своем вузе
- Перевестись в другой вуз
- Остаться в своем вузе, но при этом заниматься параллельно тем, что нравится и сдавать предметы чисто для галочки.
У каждого из вариантов есть плюсы и минус. Давайте распишем каждый
- Остаться в вузе
Субъективные плюсы — это те, которые напрямую не относятся к цели, но имеют пользу. В данном случае субъективным плюсом будет получение хоть какой-то специальности.
Субъективные минус — это недостатки, которые не влияют на достижение цели. В данном случае недостатком будет, что придется учиться через силу и страдать в ВУЗЕ
Объективные плюсы — то, что непосредственно приносит пользу в соответствии с целью. Плюс этого варианта то, что не заберут в армию.
Объективные минусы — то, что мешает достигать цель. Если выбрать этот вариант, придется дальше страдать и заниматься не тем, чем хочется, лишаю себя возможности получить бесплатно корочки, но уже по своему направлению, мне придется платить за второе высшее образование
2. Отчислиться
С+: Больше не будет страданий связанных с учебой, больше свободного времени, можно пойти на работу и зарабатывать деньги
С-: Не получу корочку, родители расстроятся
О+: Перестану заниматься тем, что мне не нравится
О-: Заберут в армию, год не буду заниматься тем, что я хочу
3. Перевестись на другое направление в своем вузе
С+: Получу корочку, родители не расстроятся, заведу новых друзей
С-: придется привыкать к новому коллективу, свободного времени не так много будет, придется учиться, сдавать разницу
О+: Я буду заниматься тем, чем я хочу, меня не заберут в армию
О-: Есть риски также разочароваться в специальности, возможно это проблема в самом Вузе
4. Перевестись в другой вуз
С+: Новая атмосфера, новые друзья, новое место, вуз может быть престижнее
С-: придется ко всему новому адаптироваться, возможно, будет разная программа и придется закрывать разницу, доставать предметы, этот вуз может оказаться еще хуже, чем мой
О+: меня не заберут в армию, мне будет нравиться специальность
О-: я опять могу разочароваться в направлении
5. Остаться в своем вузе, но при этом заниматься параллельно тем, что нравится и сдавать предметы чисто для галочки.
С+: могу пойти работать, появится свободное время, родители не расстроятся, будет корочка
С-: все равно придется напрягаться, чтобы сдавать зачеты хотя бы на тройку.
О+: Не заберут в армию, могу понять, чем я хочу заниматься, попробовать то, что будет мне по душе
О-: Я все равно трачу время на сдачу зачетов, лишаю себя возможности получить бесплатно корочки, но уже по своему направлению, мне придется платить за второе высшее образование
В данном случае цель у нас двойная, студент хочет усидеть на двух стульях, поэтому в данной ситуации разумнее будет расставить приоритеты. Что важнее, заниматься любимым делом или не попасть в армию?
На этом этапе как правильно людям уже понятно, какой вариант наиболее оптимальный и выгодный, но если вам все еще не ясно, предлагаю расставить баллы. За каждый плюс вы начисляете +1 балл, а за каждый минус — -1 балл.
Теперь вы убираете свои записи. Теперь остается ждать, когда ваш мозг доработает эту информацию и возможно, через какое-то время вы найдете либо вариант еще лучше, либо обдумаете эти и выберете лучшее из того, что есть. Мозг продолжает решать задачу даже тогда, когда вы о ней не думаете и генерирует новые идеи по решению проблем, поэтому важно давать себе время на обработку информации, чтобы находить наилучшие варианты решений.
Также есть решения по типу делать или не делать. Лучше, конечно, расписать до 5 вариантов, но если нет возможности — работам с тем, что имеем.
Задайте себе 4 вопроса
- Что будет, если я сделаю это?
- Что будет, если я этого не сделаю?
- Чего не будет, если я сделаю?
- Чего не будет, если я не сделаю?
Эти вопросы направлены на понимание последствий своих решений, помогает оценить то, что вы получите и то, чего вы лишитесь, приняв то, или иное решение.