Сегодня я хочу оставить за скобками, хотя это ни психологически, ни физически невозможно, все, что рушится вокруг и внутри, и подумать о том, как восстанавливать себя. Кажется, логично и привычно восстанавливать уже разрушенное, но я убеждена, что костыли нужно найти прямо сейчас, чтобы в счастливом «потом» было из чего себя вообще собирать. Так что сегодня про костыли, про то, что лично мне не позволяет выпасть из жизни и лечь на пол в окончательном бессилии.
Личное общение, близкий контакт
Я вижусь с теми, с кем не встречалась давно, при первой возможности стремлюсь переходить в офлайн, сблизилась с коллегами. Стало намного больше объятий, а сами они стали дольше. Как будто хочется потрогать всех дорогих людей, чтобы убедиться, что они существуют.
Проверка связи
Я пишу старым ученикам, стабильно проверяю, как дела у знакомых подростков, которым жизнь даётся нелегко и без таких обстоятельств. Это не попытка контролировать их или хотя бы что-то, но желание протянуть невидимые нити. Может, и им важно знать, что на той стороне нити есть я, готовая в любой момент отреагировать на потребность в общении и поддержке.
Режим проверки связи касается и совсем далеких знакомых, забытых друзей из прошлой жизни, даже бывших любовей. Собираю пазл из разных контактов и вижу, сколько людей встретилось мне не зря.
Ответственность за других
Переключиться лучше всего помогает позиция ответственного — преподавателя, учителя, родителя. Как только передо мной встаёт задача поддержать и отвлечь учеников, студентов или учителей, которым я веду методические занятия, моя тревога снижается и я начинаю верить, что у меня есть силы. То же происходит во время общения с дочкой.
Помощь
Помощь помогает. Такая тавтология месяца. Посильные донаты фондам, организациям, конкретным людям, репосты публикаций знакомых, ищущих лекарства… Я помогаю мало, но даже это чуть-чуть удерживает почву под ногами.
Признание своего права на слабость
Последний месяц я работаю вполсилы, хоть и пытаюсь максимально себя загрузить, тревожно сплю, много плачу. Хочется по привычке сжать зубы и снова стать эффективным сотрудником, но мне давно известно, что чувства, не прожитые вовремя, возвращаются позже с двойной силой и в более уродливых формах. Поэтому я признаю свою слабость, ем успокоительные и иногда позволяю себе поспать днём, чтобы выпасть из тяжелой реальности в тяжёлый сон, но от реальности все-таки ненадолго отключиться.
Стихи
Читать прозу сейчас не могу совсем, а вот пугающе актуальные стихи столетней давности почему-то дают сил (но не надежду). И писать стихи тоже помогает. В сравнении с тем, сколько я пишу обычно, сейчас, можно сказать, злоупотребляю. Но творчество и правда спасает как минимум тем, что можно на время отбежать от событий на относительно безопасную эстетическую дистанцию.
Быт
Так вышло, что у нас именно сейчас ремонт и связанные с ним заботы. Думать о выборе обоев, ходить до потери пульса по бесконечным мебельным магазинам — всё это отвлекает. А любое отвлечение — передышка для сознания, не справляющегося с потоком кошмарных новостей.
Перечислять можно долго. Главное — научиться присматриваться к своей жизни, к себе самому и находить то, что хоть немного поддерживает. Для меня это, помимо перечисленного, возвращение на групповую терапию, спорт и, как выяснилось, даже падение на льду. Вот так иногда неудачно приземлишься — и заземляешься.
Знаю: многие сейчас думают, что жить стыдно, неправильно, что этичнее замереть. Я же ощущаю потребность понемногу вытаскивать себя из замирания, находить то, ради чего есть смысл отмереть. Но это всего лишь мой способ проживать травму последнего месяца и ни в коем случае не совет.