Чтение - это основа для усвоения знаний. Если ребенок не умеет читать и осмысливать прочитанное, ему будет очень трудно учиться и по остальным предметам.
Я — практик со стажем по подготовке детей к школе, и могу помочь вам научить ребенка читать без утомительных занятий и стресса для обеих сторон.
В ближайших материалах канала вы увидите цикл видео и статей, посвященных правильному обучению детей чтению.
Основная масса родителей, особенно более взрослого возраста, считают, что ребенка можно научить читать самостоятельно.
Дескать, мы сами ни на какие подготовки не ходили и ничего, научились.
При этом родители не учитывают два важных фактора:
- Современные дети отличаются способами восприятия и мышления от родителей. Наличие гаджетов и огромный поток неконтролируемой информации сбивают внимание ребенка и не дают понять важное.
- Родители хоть и любят свое чадо, но они не педагоги, и допускают ряд ошибок при занятиях с детьми дома.
Давайте разберем 5 типичных ошибок родителей и выясним, как надо учить ребенка чтению без стресса для обеих сторон.
Первая серия ошибок связана с непониманием механизма работы чтения и с несоблюдением этапов работы при обучении чтению.
Обучение чтению должно идти через три основных этапа:
- восприятие
- узнавание
- воспроизведение
На первом этапе восприятия основная ошибка - это обучение через рассказ, а не показ.
Привожу пример диалога:
- Посмотри, это буква Б, это буква А и вместе это БА, понял?
Родитель в недоумении, почему ребенок не понимает рассказа о буквах, а ребенок не понимает, что от него хотят.
Правильно же будет показать ребенку сам слог БА и с помощью изображения слога помочь ребенку закрепить новую информацию.
Но этого тоже может оказаться не достаточно. Ребенку надо дать "пощупать" слог и воспринять его как часть новой "взрослой" игры.
Здесь я сделаю небольшое отступление.
В своей работе я использую кубики Н. Зайцева. Вы можете приобрести их или использовать хорошее изображения слогов на бумаге.
В конце статьи я прикреплю файлы с картинками слогов, которые вы можете скачать и распечатать.
Для живого кинестетического восприятия вы можете сделать слоги-картинки, раскрасить и наклеить их на самодельные картонные кубики.
Второй этап - узнавание
Основная ошибка - это полный его пропуск.
Важно! Необходимо снабдить ребенка игровыми упражнениями, чтобы он мог узнавать слог.
Например: Вы называете слог, а ребенок ищет кубик или карточку с этим слогом. Или написать несколько простых слов с названным слогом и предложить ребенку найти нужный слог в словах.
Только после того, как ребенок начнет быстро находить нужные слоги, можно переходить к третьему этапу.
Третий этап - воспроизведение
Вы показываете ребенку слог, и он вам его называет.
Так довольно быстро ребенок привыкает к визуалу слогов, начинает их прочитывать.
Далее важна система из трех компонентов - ЗУН - знание, умение, навык , которую вы должны принимать во внимание при обучении чтению самостоятельно.
Почему я акцентирую ваше внимание на системе ЗУН.
Часто, ко мне приходят родители и жалуются, что ребенок знает все буквы, рассказывает алфавит, но не хочет читать.
Здесь я объясняю родителям, что
1. Знание алфавита никак не способствует чтению
2. Ребенок не не хочет читать, а не умеет читать. У него не сформировано умение.
Задача родителя или преподавателя сформировать с помощью предложенной мной методики умение складывать слоги в слова и прочитывать их.
Бывает еще ситуация, когда ребенок понимает, как сложить слоги в слова, прочитывает их, но не понимает смысл прочитанного.
Родители видят, что ребенок делает первые попытки чтения и дают ему книжку, пусть и с самыми простыми текстами. Ребенок тут же сталкивается с трудностями понимания текста и начинает капризничать и отказываться от чтения.
В такой ситуации надо вернуться к умению понимать слова.
Итог: При обучению чтению важно поэтапно научить читать
- слоги и слова простой слоговой структуры
- слова различной слоговой структуры
- предложения и небольшие тексты
Так постепенно, шаг за шагом, вы можете научить своего ребенка читать без криков и принуждения.
Конечно, в каждом шаге есть свои сложности. И в следующих статьях я буду давать более подробное описание каждого шага и помогать вам избежать типичных ошибок, которые отбивают у детей желание учиться читать.
В качестве доказательства эффективности данной методики предлагаю вам познакомиться с результатами учеников школы SMART, которые проходят обучения чтению строго по описанной мною системе и показывают отличные результаты.
Ссылку на группу школы SMART вы найдете в описании моего канала ☝
P.S. Дополнительно рекомендую посмотреть видео по данному материалу
Самые распространенные ошибки родителей при обучении ребенка чтению самостоятельно
Ссылка на таблицы слогов Н. Зайцева
https://disk.yandex.ru/i/90b9my9K-n7ZGw