Найти тему

Почему ребенок не может научиться читать? 5 ошибок родителей при обучении ребенка чтению.

Оглавление

Чтение - это основа для усвоения знаний. Если ребенок не умеет читать и осмысливать прочитанное, ему будет очень трудно учиться и по остальным предметам.

Я — практик со стажем по подготовке детей к школе, и могу помочь вам научить ребенка читать без утомительных занятий и стресса для обеих сторон.

В ближайших материалах канала вы увидите цикл видео и статей, посвященных правильному обучению детей чтению.

Дети учаться читать сразу по слогам
Дети учаться читать сразу по слогам

Основная масса родителей, особенно более взрослого возраста, считают, что ребенка можно научить читать самостоятельно.

Дескать, мы сами ни на какие подготовки не ходили и ничего, научились.

При этом родители не учитывают два важных фактора:

  • Современные дети отличаются способами восприятия и мышления от родителей. Наличие гаджетов и огромный поток неконтролируемой информации сбивают внимание ребенка и не дают понять важное.
  • Родители хоть и любят свое чадо, но они не педагоги, и допускают ряд ошибок при занятиях с детьми дома.

Давайте разберем 5 типичных ошибок родителей и выясним, как надо учить ребенка чтению без стресса для обеих сторон.

Первая серия ошибок связана с непониманием механизма работы чтения и с несоблюдением этапов работы при обучении чтению.

Обучение чтению должно идти через три основных этапа:

  1. восприятие
  2. узнавание
  3. воспроизведение

На первом этапе восприятия основная ошибка - это обучение через рассказ, а не показ.

Привожу пример диалога:

- Посмотри, это буква Б, это буква А и вместе это БА, понял?

Родитель в недоумении, почему ребенок не понимает рассказа о буквах, а ребенок не понимает, что от него хотят.

Правильно же будет показать ребенку сам слог БА и с помощью изображения слога помочь ребенку закрепить новую информацию.

Но этого тоже может оказаться не достаточно. Ребенку надо дать "пощупать" слог и воспринять его как часть новой "взрослой" игры.

Здесь я сделаю небольшое отступление.

В своей работе я использую кубики Н. Зайцева. Вы можете приобрести их или использовать хорошее изображения слогов на бумаге.

В конце статьи я прикреплю файлы с картинками слогов, которые вы можете скачать и распечатать.

Для живого кинестетического восприятия вы можете сделать слоги-картинки, раскрасить и наклеить их на самодельные картонные кубики.

Второй этап - узнавание

Основная ошибка - это полный его пропуск.

Важно! Необходимо снабдить ребенка игровыми упражнениями, чтобы он мог узнавать слог.

Например: Вы называете слог, а ребенок ищет кубик или карточку с этим слогом. Или написать несколько простых слов с названным слогом и предложить ребенку найти нужный слог в словах.

Только после того, как ребенок начнет быстро находить нужные слоги, можно переходить к третьему этапу.

Третий этап - воспроизведение

Вы показываете ребенку слог, и он вам его называет.

Так довольно быстро ребенок привыкает к визуалу слогов, начинает их прочитывать.

Насмотренность - важный момент при обучении ребенка чтению
Насмотренность - важный момент при обучении ребенка чтению

Далее важна система из трех компонентов - ЗУН - знание, умение, навык , которую вы должны принимать во внимание при обучении чтению самостоятельно.

Почему я акцентирую ваше внимание на системе ЗУН.

Часто, ко мне приходят родители и жалуются, что ребенок знает все буквы, рассказывает алфавит, но не хочет читать.

Здесь я объясняю родителям, что

1. Знание алфавита никак не способствует чтению

2. Ребенок не не хочет читать, а не умеет читать. У него не сформировано умение.

Задача родителя или преподавателя сформировать с помощью предложенной мной методики умение складывать слоги в слова и прочитывать их.

Бывает еще ситуация, когда ребенок понимает, как сложить слоги в слова, прочитывает их, но не понимает смысл прочитанного.

Родители видят, что ребенок делает первые попытки чтения и дают ему книжку, пусть и с самыми простыми текстами. Ребенок тут же сталкивается с трудностями понимания текста и начинает капризничать и отказываться от чтения.

В такой ситуации надо вернуться к умению понимать слова.

Итог: При обучению чтению важно поэтапно научить читать

  1. слоги и слова простой слоговой структуры
  2. слова различной слоговой структуры
  3. предложения и небольшие тексты

Так постепенно, шаг за шагом, вы можете научить своего ребенка читать без криков и принуждения.

Конечно, в каждом шаге есть свои сложности. И в следующих статьях я буду давать более подробное описание каждого шага и помогать вам избежать типичных ошибок, которые отбивают у детей желание учиться читать.

В качестве доказательства эффективности данной методики предлагаю вам познакомиться с результатами учеников школы SMART, которые проходят обучения чтению строго по описанной мною системе и показывают отличные результаты.

Ссылку на группу школы SMART вы найдете в описании моего канала ☝

P.S. Дополнительно рекомендую посмотреть видео по данному материалу

Самые распространенные ошибки родителей при обучении ребенка чтению самостоятельно

Ссылка на таблицы слогов Н. Зайцева

https://disk.yandex.ru/i/90b9my9K-n7ZGw