Найти тему
Архивариус Кот

«Вниманье дружбы возлюбя»

Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя,

Достойнее души прекрасной,

Святой исполненной мечты,

Поэзии живой и ясной,

Высоких дум и простоты…

«Евгений Онегин» - бесспорно, главное произведение Пушкина. И поэтому, наверное, посвящение к нему интересует многих. Оно впервые появилось в отдельном издании четвёртой и пятой главы с указанием адресата - «Петру Александровичу Плетнёву», перед всем романом было напечатано (наверное, очень символично) в последнем прижизненном издании в январе 1837 года.

В окружении поэта было много ярких, даже подчас легендарных людей, но почему-то именно Петру Александровичу посвящено «собранье пёстрых глав». Что это был за человек? Почему о нём знают в общем-то немногие? И какую роль сыграл он в жизни Пушкина?

Уже после гибели Александра Сергеевича он писал другу: «Я имел счастье, в течение 20 лет, пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта Пушкина. Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром. У него не было других доходов, кроме тех, которые собирал я от издания и продажи его сочинений».

Конечно, хорошо известно, что всегда после смерти великого человека объявляется огромное количество «самых близких» его друзей – примеров тому неисчислимо. Но здесь не тот случай. Когда-то П.А.Вяземский сказал о Плетнёве: «Заслуги, оказанные им отечественной литературе не кидаются в глаза с первого раза. Но они отыщутся и по достоинству оценятся». Давайте же вспомним об этом человеке!

Плетнёв был на семь лет старше Пушкина, родом из «колокольного дворянства» Тверской губернии («В сентябре. 1-е. Села Теблеши у диакона Александра Петрова жена Агрипина Никитина родила сына Петра, которой крещён 8-го числа. Восприемником был Бежецкого уезда сельца Носилова господин Михайло Александров сын Чаплин») и учился поначалу в Тверской духовной семинарии, а в 1810 году, как перспективный ученик, уехал в Петербург - в Педагогический институт (тот самый, где по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и в безверьи профессоры»). По окончании института его ждала блестящая педагогическая карьера - он служит, как сказали бы сейчас, в престижных учебных заведениях, с 1828 года, по рекомендации В.А.Жуковского, преподает литературу наследнику престола и его сёстрам. Плетнёв был профессором, а с 1840 года ректором Петербургского университета, членом Петербургской Академии наук.

Но нас этот человек интересует, конечно же, в первую очередь как друг Пушкина. Познакомились они то ли ещё в период учения Пушкина в Лицее, то ли вскоре после выпуска (указывают разные данные), но близкими друзьями в ту пору не стали – может быть, сказалась разница в возрасте, а может быть, и разница в литературных взглядах: в те годы Плетнёв пробовал себя как поэт (хотя поэтом был более чем посредственным) и придерживался несколько устаревших вкусов.

Так, в 1821 году в журнале «Сын отечества» было опубликовано стихотворение Плетнёва под названием «Б.......в из Рима (элегия)».

Напрасно — ветреный поэт —

Я вас покинул, други,

Забыв утехи юных лет

И милые заслуги!

Напечатанное без подписи, оно многими было приписано К.Н.Батюшкову, что возмутило поэта и усугубило уже начавшееся душевное заболевание. Пушкин в ту пору был в ссылке и из Кишинёва писал брату: «Батюшков прав, что сердится на Плетнёва; на его месте я бы с ума сошёл со злости — “Б. из Рима” не имеет человеческого смысла… Вообще мнение моё, что Плетнёву приличнее проза, нежели стихи, — он не имеет никакого чувства, никакой живости — слог его бледен, как мертвец. Кланяйся ему от меня (т. е. Плетнёву — а не его слогу) и уверь его, что он наш Гёте». Нескромный Лёвушка передал Плетнёву не только поклон, но и отзыв, чем очень огорчил его. Впоследствии Пушкин в письме Плетнёву извинился за резкость, но мнения своего не изменил: «Это стихотворение недостойно ни тебя, ни Батюшкова. Многие приняли его за сочинение последнего. Знаю, что с посредственным писателем этого не случится — но Батюшков, не будучи доволен твоей элегией, рассердился на тебя за ошибку других — а я рассердился после Батюшкова».

Однако вскоре Плетнёв перестал писать сам. В годы пушкинской ссылки (особенно те, когда поэт находился в Михайловском) живший в Петербурге Плетнёв занимался изданием произведений Пушкина. Тогда между ним и Александром Сергеевичем возникла дружба по переписке (чего сто́ит обращение в одном их писем: «Брат Лёв и брат Плетнёв!»), которая после возвращения поэта переросла уже в настоящую дружбу.

Сохранился едва начатый черновик письма поэта от конца октября 1824 года, где есть и стихотворное обращение:

Ты издал дядю моего:

Творец «Опасного соседа»

Достоин очень был того,

Хотя покойная Беседа

И не заметила его. —

Теперь издай меня, приятель,

Плоды пустых моих трудов,

Но ради Феба, мой Плетнёв,

Когда ж ты будешь свой издатель?

«Своим издателем» Плетнёв так и не стал, но опубликовал более двадцати книг Пушкина. Сам он потом вспоминал: «Привычка относиться во всём ко мне, опыты прямодушия моего и – может быть – несколько счастливых замечаний, которые мне удалось передать ему на его сочинения, до такой степени сблизили его со мною, что он предварительно советовался с моим приговором каждый раз, когда он в новом сочинении своём о чем-нибудь думал надвое. Присылая оригинал свой ко мне для печатания, он прилагал при нём несколько поправок или перемен на сомнительные места, предоставляя мне выбрать для печати то, что я найду лучше». Кстати, тесное общение Плетнёва с Пушкиным привело к учреждению над ним секретного надзора, хотя наводившая справки полиция и рапортовала: «Служит с отличным усердием, женат; поведения весьма хорошего, характера тихого и даже робкого, живёт скромно».

Живя в Петербурге, Плетнёв и Пушкин виделись едва ли не каждый день, а во время отлучек поэта были в постоянной переписке.

Говорят, притягиваются друг к другу противоположности. Высокий, очень спокойный, весьма благожелательный к людям, мягкий, деликатный (Пушкин даже писал ему: «Брат Плетнёв! не пиши добрых критик! будь зубаст и бойся приторности!»), Плетнёв был, очевидно, во многом опорой, особенно для издёрганного в последние месяцы жизни, Пушкина.

Плетнёв участвовал в издании «Литературной газеты», а затем «Современника». После гибели Пушкина он вместе с другими друзьями поэта издаёт «Современник» в пользу его семьи, а затем выпускает журнал уже самостоятельно.

-2

Воспоминания о Плетнёве оставил учившийся у него И.С.Тургенев, рассказавший, как профессор, которому он показал одно из первых своих произведений – «фантастическую драму» «Стенио», оценил его: «В одну из следующих лекций Пётр Александрович, не называя меня по имени, разобрал, с обычным своим благодушием, это совершенно нелепое произведение, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому “Манфреду”. Выходя из здания университета и увидав меня на улице, он подозвал меня к себе и отечески пожурил меня, причем, однако, заметил, что во мне что-то есть!» А после этого пригласил к себе на литературный вечер, где Тургенев увидел Пушкина и познакомился с А.В.Кольцовым.

И ещё из воспоминаний Ивана Сергеевича: «Скажу несколько слов о самом Петре Александровиче. Как профессор русской литературы он не отличался большими сведениями; учёный багаж его был весьма лёгок; зато он искренно любил “свой предмет”, обладал несколько робким, но чистым и тонким вкусом и говорил просто, ясно, не без теплоты. Главное: он умел сообщать своим слушателям те симпатии, которыми сам был исполнен, — умел заинтересовать их».

****************

Напомню ещё немногое, о чём уже писала: Плетнёв, заехавший к Пушкину, чтобы увезти его к себе на литературный вечер, был первым из друзей поэта, узнавшим о его дуэли и ранении. Одним из первых он побывал на могиле поэта и оставил её описание.

Плетнёв был в очень хороших отношениях с вернувшейся в Петербург Натальей Николаевной и в письмах отзывался о ней с неизменными теплотой и уважением.

Сам Плетнёв писал о себе: «Что такое я? Человек без таланта и необходимых сведений. Но человек, заменивший то и другое многолетними, непосредственными, даже смею сказать, дружескими отношениями с Дельвигом, Гнедичем, Пушкиным, Жуковским и Крыловым. Следовательно, человек не без идей, не без такта, не без голоса. Прибавь ко всему этому любовь к искусству, любовь неизменную, бескорыстную, чистую».

И снова – слова Тургенева: «Он был прекрасный семьянин и во второй своей супруге, в детях своих нашел всё нужное для истинного счастия» (первая жена Плетнёва рано умерла). Мне пришлось раза два встречаться с ним за границей: расстроенное здоровье заставило его покинуть Петербург и свою ректорскую должность; в последний раз я видел его в Париже, незадолго до его кончины. Он совершенно безропотно и даже весело переносил свою весьма тягостную и несносную болезнь. “Я знаю, что я скоро должен умереть, — говорил он мне, — и, кроме благодарности судьбе, ничего не чувствую; пожил я довольно, видел и испытал много хорошего, знал прекрасных людей; чего же больше? Надо и честь знать!” И на смерти его, как я потом слышал, лежал тот же отпечаток душевной тишины и покорности».

-3

Плетнёв умер в 1865 году в Париже; похоронен в Петербурге. Наверное, этот человек заслужил, чтобы о нём сказали хотя бы несколько добрых слов!

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Навигатор по всему каналу здесь