Начинаем углубляться в горный Дагестан, насквозь "прорубая" Гимринский хребет, через упомянутый в заголовке тоннель, едем вдоль красивого водохранилища, а в целом держим курс на с. Гуниб - исторически значимое место для Кавказа, о котором я расскажу в следующей публикации.
Гимринский автодорожный тоннель
Тоннель строился для более быстрого и удобного подвоза материалов для возведения Ирганайской ГЭС. Начало стройки пришлось на конец 70-х, начало 80-х (проходка тоннеля была навстречу друг другу и началась не одновременно). Работа велась в сложных климатических и геологических условиях. С 1991 года тоннель введён во временную эксплуатацию, но так как работы не были до конца завершены, а в стране начались потрясения во всех сферах, то состояние сооружения стало неудовлетворительным. Не укреплённые должным образом своды стали подпускать грунтовые воды. С середины 2000-х начались работы по реконструкции тоннеля и окончательно он был открыт в 2012 году.
Масштабы сооружения поражают! Во-первых тоннель действительно проходит хребет насквозь, въехать в него можно в пасмурную погоду, а выехать уже в солнечную. Во-вторых длина, она составляет 4304м - самый длинный автодорожный тоннель России. Параллельно тоннелю расположена сервисная дренажно-вентиляционная штольня (соединительные сбойки расположены каждые 300 м). Также там есть системы автоматической пожарной и охранной сигнализации, телевизионное наблюдение, телефонная связь, система громкоговорящего оповещения...
В-третьих - стратегическая важность тоннеля, который обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь между Махачкалой (центром Республики) и 9-ю горными районами Дагестана. Объезд занимал не менее 1,5 часов, именно поэтому Гимринский тоннель пользовался повышенным вниманием террористов. Например в октябре 2005 рядом с тоннелем был предотвращён теракт.
Ирганайское водохранилище
Расположено на реке Аварское Койсу, которая кстати соединяясь с речкой Андийское Койсу, образуют реку Сулак, ну и там дальше по течению Чиркейское водохранилище, Сулакский каньон (ссылка на мою предыдущую статью).
Береговая линия водохранилища (около 40 км) сильно изрезана, но этим то оно и прекрасно. Проезжая на машине, невольно хочешь остановиться и запечатлеть, растущие из воды, скалы. Плюс ко всему водная гладь максимально спокойная, поэтому фото с отражениями получились отменные.
Интересный факт, несмотря на то, что строительство плотины Ирганайской ГЭС было начато ещё в далёком 1977г, водохранилище окончательно заполнилось только в 2008г. Вот такой вот вышел долгострой)
Горные дороги
В целом, когда мы пересекли тоннель, то попали в невероятное кольцо гор. Первое время я почти не отпускал телефон из рук, фотографировал извилистые повороты дорог, тоннели, езду по обрывам, надвигающуюся на тебя горную громаду... В общем не зря говорят, сколько бы ты раз не был в горах, каждый раз будет что-то новое, чему ты обязательно удивишься. И действительно, таких дорог я ещё нигде до этого не видел, только если на картинках)
Я даже в шутку сказал ребятам из команды dagextreme (рекомендую взять у них тур, если собирайтесь в Дагестан), что единственное чего нам не хватает, так это дрона, который снимал бы нас, как мы едем по таким завораживающим дорогам :-)
Подписывайтесь на мой канал, если вам тоже близка тема путешествий, а также комментируйте и оценивайте статьи)
Вот здесь начало повествования о поездке в Дагестан: Бархан Сарыкум - самая высокая песчаная гора в мире!
Автор статьи: Дима Птушкин
#Дагестан #путешествия по россии #поездки по россии #горы кавказа #Ирганайское водохранилище #Гимринский тоннель #блог о путешествиях #природа россии