Найти в Дзене
Lace Wars

Страсти по динозаврам

Вы, возможно, удивитесь, но одним из первых исследователей динозавров стала британская дама, жившая в XIX веке. Ее звали Мэри Эннинг (1799 – 1847) и она была палеонтологом-самоучкой, посвятившей большую часть своей жизни поиску окаменелостей. Благодаря ее усилиям были обнаружены существа, которых мы сегодня называем ихтиозаврами и плезиозаврами – два морских животных, которые были современниками динозавров. Ее современником и таким же увлеченным искателем древних чудовищ был Уильям Бакленд (1784 – 1856), эксцентричный священник, который стремился использовать свои открытия, чтобы доказать истинность библейской трактовки сотворения мира. Именно он открыл род хищных ящеров – мегалозавров. Увы, исход этой истории не был радостным – по итогу всех своих приключений Бакленд сошел с ума.

Самыми значительными первопроходцами в «охоте на динозавров» были сын трудолюбивого сапожника Гидеон Мантелл и безжалостный анатом Ричард Оуэн. Мантелл пожертвовал браком, здоровьем и медицинской практикой, чтобы искать останки хтонических чудищ, и ему это удалось на удивление хорошо. Именно Мантелл сделал новаторские открытия и назвал одну из первых идентифицированных гигантских ящериц Игуанодоном. А Ричард Оуэн буквально украл его славу, первым ввел в научный оборот концепцию динозавра, и пустил все свои ресурсы и время на очернение репутации Мантелла. В итоге, благодаря связям в Зоологическом обществе Лондона, Оуэн собрал целую россыпь наград, фактически украв достижения ряда своих коллег, а несчастный Мантелл вообще умер в нищете. И даже после этого Оуэн не успокоился – по случаю смерти коллеги он анонимно опубликовал оскорбительный некролог, в котором еще раз вволю потоптался уже на покойном Мантелле.

Впрочем, однажды он решил накатиться на противника, оказавшегося ему не по зубам. Когда Чарльз Дарвин впервые представил общественности свои тезисы о происхождении видов, Оуэн почувствовал в его лице угрозу и обрушился на него с волной критики. Поначалу это работало, но со временем теория Дарвина стала набирать популярность, в то время как против Оуэна вовсю играла его дурная репутация. Никакого «кармического» наказания Ричард Оуэн не понес – он умер в богатстве и почтении, и лишь постфактум вошел в историю как один из главных «антигероев» науки.

На фото: Ричард Оуэн рядом со скелетом птицы моа.