В нашей истории часто случалось, что усилиями и руками ни кому неизвестных самородков и энтузиастов, были созданы самые передовые и современные образцы боевого оружия. Они часто опережали на несколько лет аналоги, которые создавались передовыми в техническом отношении державами. Именно такой случай произошёл в разгар русско-японской войны 1904 года. Упорством и трудолюбием одного человека Михаила Налётова, на его собранные денежные средства, было создано новое оружие, которого на тот момент, не было ни у одного государства в мире.
Переезд на Дальний Восток
Будущий инженер-изобретатель Налётов, уроженец Астрахани появился на свет в семье, служащего пароходства в 1869 году. Уже в детстве он начал увлекаться механикой. В Петербурге Михаил начал учёбу и спустя несколько лет получил там среднее образование, после чего продолжил учебу в технологическом институте. Однако закончить его и получить диплом, ему помешала внезапная смерть отца. После того, как возникла необходимость помогать материально своей матери и малолетнему брату, Михаил пожертвовал своей учёбой и начал помогать своим близким. Впоследствии, он всё-таки сдал экзамены и стал техником путей сообщения, после чего уехал в Манчжурию. Там он работал в строительстве железнодорожных путей, а накануне войны с Японией в 1904 году, он занимался строительством порта Дальний.
Решение о создании нового оружия
Идея строительства первого в мире подводного минного заградителя (ПМЗ) пришла к нему в голову после увиденной им трагедии, свидетелем которой он стал в Порт-Артуре. Это была гибель броненосца “Петропавловск”, вместе с командующим адмиралом Макаровым. Она очень сильно потрясла Михаила. Не будучи техническим специалистом флота, но увидев воочию, насколько эффективно бывает в боевых условиях минное оружие, он решает создать для установки мин подводную лодку. По его мнению, именно она даст возможность, скрытно от неприятеля устанавливать минные заграждения. Кроме этого, ПМЗ давал возможность производить установку мин даже, когда берегом владеет противник. А вскоре гибель двух японских броненосцев, на этот раз уже от русских мин, ещё раз подтверждает его мысль о скорейшем создании такого оружия. На тот момент, его ещё не было, ни у кого в мире.
Невзирая на все трудности
Будучи энергичным и деятельным человеком, Налётов сразу берётся за дело и начинает конструирование и сборку ПМЗ, в мастерских Порт-Артура. Однако, его идея не нашла отклика в кабинетах местного высокого начальства. Они не только отнеслись к этому с недоверием, но и считали самого конструктора, обычным фантазёром, который изо всех сил пытался осуществить свою хоть и важную, но нереальную мечту. В качестве помощи и поддержки проекта, “большое начальство” выделило ему место в мастерских и разрешило ему пользоваться свободными станками, но в материальной поддержке ему было отказало. В результате этого, финансирование своего проекта, он как истинный патриот России, осуществлял за свои собственные средства. Нужно добавить, что обратившись к начальнику порта с просьбой помочь ему и выделить бензиновый мотор с катера, ему и в этом случае отказали. Однако, отношение к его идее простых матросов и офицеров флота, было совершенно противоположным. Они, как говорится в таких случаях, помогали всем миром и делали всё необходимое для скорейшего создания ПМЗ. Они старались достать все необходимые для создания заградителя, узлы и агрегаты, зачастую уже ненужные и списанные на флоте. Их командиры, видя всё это, не только не препятствовали, но и всячески поддерживали своих подчиненных, участвовавших в создании опытного образца нового оружия. При всякой возможности они отпускали их, для помощи конструктору в работах по сборке ПМЗ.
Последние дни Порт-Артура
Упорство и труд Налётова и его единомышленников делали своё дело, проект успешно развивался и двигался к своему завершению. Его вооружение состояло из четырёх мин и двух торпед. Осенью 1904 ПМЗ был готов, и конструктор начал испытания своего детища. Командиром на время их проведения, был назначен офицер флота Вилькицкий. Прошедшие испытания были успешно завершены, лодка также прошла погружения без нареканий, на глубину 9 метров. Получив результаты испытаний, “большое кабинетное начальство” дало своё разрешение Налётову, взять так необходимый для проекта бензиновый двигатель. Однако широкий жест руководства был уже не актуален. Дни Порт-Артура были уже сочтены и через несколько дней, это же руководители приняли решение о его сдаче. Чтобы избежать возможности попадания опытного образца в руки японцев, Налётов собственноручно взорвал своё детище. Созданный им опытный образец, не принёс никакой пользы. Но он стал действующим прототипом, будущего созданного Налётовым и спущенного на воду в 1912 году, первого в мире ПМЗ, названного “Крабом”. Сам же конструктор всё-таки был отмечен и получил Георгиевский крест. Усилиями и средствами этого инженера, гражданина и патриота было создано оружие, которое даже передовая в техническом развитии кайзеровская Германия, сумела создать только к 1915 году. Однако, по своим техническим характеристикам оно значительно уступало своему российскому конкуренту “Крабу”.
Спасибо за прочтение статьи, если она вам понравилась то подписывайтесь и пишите свои мысли в комментариях, это поможет в продвижении канала.