Найти тему
Сергей Половников

Про пользу документальных сериалов и вред хохота

нЯ неоднократно сталкивался с удивительным феноменом. Снимешь какой-нибудь ролик или напишешь текст, вложишь душу и свой смысл, а читатель или зритель увидит что-то свое. О чем ты и не собирался говорить. О чем ты вообще не думал. Для меня, на самом деле, это лучшая похвала, ведь если текст или ролик заставил человека подумать, поразмышлять, увидеть в этом что-то свое, это же великолепно. Это значит, что зацепило. И пусть выводы зрителя или читателя никак не совпадают с моими, это дает пищу для размышлений.

Мне очень нравятся документальные фильмы и сериалы. Не те, которые снимают для телеканала «История», нет. Там то как раз все очень педантично, нет места для маневра. Я о других сериалах. Например, «Холивар. История рунета», снятый в 2019 году. Андрей Лошак пообщался с деятелями, которые сами себя называют «отцами рунета», а на поверку оказываются наивными людьми оказавшимися в правильное время в правильном месте. Из той серой массы людей сегодня остался разве что Артемий Лебедев. Да и тот на днях опубликовал пост, который дословно повторяет его же текст десятилетней давности. Ну, Артемию простительно. Ни один, даже слишком жизнерадостный графоман, не может десятилетиями выдавать контент на ежедневной основе.

Так вот, кто-то в «Холивар. История Рунета» увидел прямо какие-то откровения. Я же увидел весьма странных людей, которые жалуются на жизнь и страдают от того, что их довольно быстро отстранили от кормушки. Они до сих пор не понимают, почему серьезные дяди не дали им резвиться, отсекли от бюджетов, забрали ресурсы и оставили их на задворках. Хотя и сами говорят, что им предлагали договориться и билет на уходящий бизнес-поезд у них был. Но вот такие уж они «отцы». С такими «отцами» лучше уж сиротой ходить.

Или вот «История российского юмора», отснятая в 2011 году. Удивительной силы шоу. Каждая серия посвящена определенному году, начинается все в 1986 году. Создатели видели свою задачу просто – показать развитие юмора сквозь призму истории страны (которой не стало). А получился сериал о том, как сказал один из собеседников ведущих, «прохохотали страну». Про то, какой вклад в разрушение ментальности и ценностей внес неудержимый юмор. Сегодня жернова истории сделали очередной оборот, и внезапно до многих начинает доходить, что есть предел бесконечному ржачу. Потому что, блин, уже не смешно. Потому что «прохохотали» страну тогда, «прохохочем» сейчас. И никто не расскажет, что было дальше. Кстати, где они, бесстрашные комики, стендаперы, импровизаторы. Чего ж не шутят, ведь буквально пару месяцев рубашку на груди рвали, что никто им не запретит шутить о чем угодно.

После удручающей истории российского юмора, которая больше про историю страны, которую проржали, отлично зашел сериал Сергея Минаева «Девяностые». Особенно последняя серия, в которой главные рекламные режиссеры и продюссеры 90-х очень подробно рассказывают, как зарубежные компании последовательно разрушали то малое, что осталось от нашей ментальности после бесконечного смеха над всем подряд. Вот, например: «мне этот американец говорит, что батончик Марс – он для перекуса. А я ему объясняю, мол, меня с детства мама учила, что сладкое до еды нельзя. Никаких денег, мол, не хватит, чтобы вы нас заставили забыть, чему нас мама учила. На что американец пристально на меня посмотрел и сказал, что хватит». И ведь хватило, хватило денег на то, чтобы сегодня домашних животных кормили какими-то специальными кормами, чтобы заставить жевать всякую дрянь, чтобы вместо обеда жрать химический шоколад.

Я вообще-то со всем уважением, не подумайте. Просто интересно, как сериалы, задумывавшиеся совсем про другое, заставляют иначе посмотреть на исторический отрезок. Пусть авторы и не предполагали, что отснятый ими контент способен побудить зрителя посмотреть на него немного иначе. Под другим углом.

Ну или идите на YouTube. Там SlowCowCow новые «Плохие песни» выпустили. Посмейтесь.