Всем доброго дня!
Иван Александрович Гончаров писал свой роман "Обломов" пытаясь изгнать из себя порок лени. Это видно по кончине Ильи Ильича Обломова, по его противопоставлению со Андреем Ивановичем Штольцем и по многим другим факторам, однако... В итоге Гончаров, в буквальном смысле слова, сказал о том, что только Илья Ильич и смог сохранить свою чистую, хрустальную душу...
И в целом это логично... Если окружить хрусталь толстым слоем жира - он может сохранится, однако отмывать его после этого будет очень проблематично (кстати в романе это пытались сделать), да и где гарантии от того, что оказавшись на воле этот хрусталь не поблекнет и не разобьется? Таковых гарантий, к сожалению, нет.
Именно поэтому Илья Ильич и умирает от ожирения сердца....
Однако почему же тот самый порок лени был оправдан Иваном Александровичем Гончаровым, если он ведет к такой бессмысленной и глупой кончине?
Потому что человек деятельный постоянно дергает свою душу, периодически пытается заглушить ее жалобный стон, вечно таскает с собой и в итоге... Хрусталь тускнеет, изящные формы стираются, появляются трещины...
Человек не замечает этого, ведь он меняется со своим хрусталем, его поведение, нормы, привычки, мораль... Все это подвергается "жизненной огранке" и в итоге... Ни о какой истинной чистоте и речи быть не может.
Иван Александрович Гончаров понял это в момент создания образа Штольца, и как бы он ни хотел сгладить и поправить его хрусталь... Ничего не выходило. Штольц стал неплохим, деятельным человеком слова, имеющим право на жизнь, имеющим право на спор и имеющим право на достойное к себе отношение, однако... Хрусталь потерт! А у Обломова - нет!
После этого роман пришел к своему завершению: Илья Ильич умер от ожирения сердца, а Андрей Иванович остался уважаемым и достойным человеком с потертым хрусталиком.
Однако что же делать!? Как сохранить свою хрустальную душу в этом мире!? Ведь если ты начинаешь оберегать ее, то она обрастает жиром, от которого практически невозможно отмыться, да и если отмоешься, то... Не повторится ли с тобой сюжет Штольца?...
Ответ на этот вопрос дал Лев Николаевич Толстой создав образ Пьера Безухова и Наташи Ростовой.
Он провел своих героев сквозь все дебри и показал, как подменяют хрусталь на стекло в светских разговорах, как он затирается и трескается в дебрях жгучей карьерной деятельности, как бьются самые прекрасные природные рисунки на чудесном хрустале в годы войн...
И после всего это Лев Николаевич Толстой просто переместил своих героев в далекое поместье, изолировав их от всего шума и гама, оставив возле них лишь любовь, милосердие и добрых друзей.
Казалось бы это тот же жир!? Однако нет... Оказалось, что это просто дубовая полка, на которой стоит прекрасный графин из хрусталя, и все что нужно для его естественного блеска - периодически смахивать небольшой слой пыли...