Компания Rumble, поддерживаемая Дональдом Трампом, Питером Тилем и другими видными консерваторами, хочет помочь построить “новый интернет”, независимый от титанов Силиконовой долины, пишет NYT. Что о ней еще известно?
Сервис Rumble переживает взрывной рост с тех пор, как консерваторы и сторонники бывшего президента Дональда Трампа приняли его после выборов 2020 года. Пользователи и финансовые покровители видят в платформе новый рубеж в социальных сетях — сеть, построенную ими и для них, куда попадает практически все, что угодно.
Главный исполнительный директор Rumble называет компанию, базирующуюся в Торонто, “невосприимчивой к культуре отмены”. У него есть десятки миллионов долларов финансирования от правоцентристских предпринимателей, таких как миллиардер Питер Тиль, а Трамп заключил соглашение с Rumble о предоставлении своей новой социальной сети Truth Social технологической и оперативной поддержки, которой ей самой не хватало.
По данным аналитической фирмы Similarweb, Rumble, когда-то более известный благодаря вирусным видеороликам с кошками и малышами, теперь привлекает 44 миллиона ежемесячных посетителей, что дает ей больший охват, чем другим ведущим направлениям консервативного контента, включая Breitbart, Newsmax и The Daily Wire. За первые девять месяцев прошлого года, по последней доступной информации, Rumble получила доход более 6,5 миллионов долларов, в основном от рекламы, но не была прибыльной. Компания объявила о планах начать публичную торговлю уже в середине этого года.
История успеха Rumble поучительна для обеих сторон напряженных дебатов о балансе права на свободу слова с растущей угрозой, которую дезинформация представляет для стабильности по всему миру. Для тех, кто утверждает, что алгоритмы Google и Facebook* являются тупыми, глубоко ошибочными инструментами для контроля дискурса, Rumble предлагает долгожданную альтернативу, хотя и несовершенную. А для тех, кто опасается, что законодатели и технологические компании не делают достаточно, чтобы укротить ложную и сфабрикованную информацию в преддверии следующих президентских выборов, Rumble открыл потенциально опасную лазейку.
“В Rumble есть что-то очень важное, что, по-моему, люди не ценят”, - рассказал Анджело Карузоне, президент отдела по вопросам СМИ либеральной организации по надзору за СМИ. Карузоне отметил, что кропотливая работа, направленная на то, чтобы убедить Facebook*, Google и Twitter быть более агрессивными в борьбе с фальшивым и подстрекательским контентом, помешала большей его части прорваться к более широкой аудитории.
Исполнительный директор Rumble Крис Павловски заявил, что не собирался создавать платформу, где предпочтительным был бы правый контент. Скорее, по его словам, он рассматривал Rumble как альтернативу подходу, который Google и другие крупные технологические компании приняли десять лет назад, когда они начали продвигать контент избранной группы влиятельных лиц над обычными пользователями. "Здесь нет никакой идеологии. Во всяком случае, мы просто нейтральны”, - заявил Павловски в интервью в прошлом месяце. Он описал свою миссию в возвышенных, добродетельных выражениях. “Мы - движение, которое не душит, не подвергает цензуре и не наказывает творчество”.
Но демократизирующее видение Rumble до сих пор в основном привлекало правых. Это включает в себя многочисленных экстремистов, которые используют свои аккаунты, чтобы отрицать эффективность вакцин и подвергать сомнению легитимность выборов 2020 года. Существует большая аудитория, которая, как предупреждают некоторые, кто изучает крайне правый контент в Интернете, была оставлена без внимания, она может превратиться в мощное политическое оружие для консерваторов и сторонников Трампа. “Это уже удалось — эта альтернативная вселенная уже расцвела”, - заявил Денвер Ригглеман, бывший конгрессмен-республиканец и аналитик разведки, который работает с комиссией Конгресса по расследованию нападения на Капитолий 6 января.
Rumble уже создала собственную инфраструктуру облачных сервисов и возможности потоковой передачи видео, предлагая ей и ее партнерам большую независимость от других платформ, а также уверенность в том, что они не могут быть закрыты, если один из этих провайдеров решит отключить нежелательный контент. Обещание независимости от технологических гигантов привело к тому, что Трамп попросил Rumble предоставить технологии и облачные сервисы для Truth Social, которая изо всех сил пыталась полностью функционировать самостоятельно.
Rumble также заключил эксклюзивные соглашения с популярными создателями контента, у которых есть последователи помимо консерваторов и сторонников Трампа, такие как журналист Гленн Гринвальд, который громко заявлял о своих убеждениях в том, что технологические гиганты и основные СМИ обладают слишком большой властью, чтобы подавлять голоса. Но есть также популярные авторы Rumble, о которых компания предпочитает помалкивать в пресс-релизах, такие как Алекс Джонс из Infowars, который был отстранен от YouTube и других основных платформ в 2018 году и теперь имеет более 100 000 подписчиков Rumble. Он распространял ложные теории о том, что резня в Сэнди-Хуке в 2012 году была инсценирована как часть правительственного заговора с целью конфискации огнестрельного оружия. Те, кто изучает экосистему правых СМИ, говорят, что трудно сказать, насколько велика общая аудитория правого контента, во многом потому, что данные о трафике, доступные для отдельных сайтов, включают в себя много совпадений от пользователей, которые часто посещают более одного сайта.
Одно из главных имен Rumble - Дэн Бонгино, бывший агент секретной службы, который транслирует свое ежедневное шоу на Rumble 2,2 миллионам подписчиков. Путь мистера Бонгино к Rumble иллюстрирует трудности борьбы с дезинформацией и теориями заговора. YouTube начал расправляться с ним осенью 2020 года за нарушение своей политики, направленной на прекращение распространения ложных историй о коронавирусе. После того как YouTube помешал мистеру Бонгино собирать доход от рекламы с сайта, он объявил, что приобретает долю в Rumble и делает ее своей предпочтительной видеоплатформой.
В последующие недели и месяцы, когда Трамп отказался признать свое поражение на выборах, а YouTube заблокировал контент, который подкреплял его ложные заявления о широко распространенном мошенничестве избирателей, другие тоже присоединились к Rumble, включая One America News.
*Facebook входит в компанию Meta – организацию, запрещенную на территории РФ.