Найти тему

6 прав участников диалога: помните, чтобы не оказаться тем, кем управляют и помыкают

Когда мы идём на переговоры, то нацелены на взаимную выгоду. Ведь это общение для достижения целей и закрепления определенных решений, участники которого имеют равные возможности. Однако случается так, что оппонент выбирает агрессивную тактику. Давайте разберёмся как вести себя в этом случае.

Перед началом переговоров стоит подготовиться, чтобы не попасть под влияние манипулятора. Фото автора Nicolle Kreisch Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Перед началом переговоров стоит подготовиться, чтобы не попасть под влияние манипулятора. Фото автора Nicolle Kreisch Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Почему вами пытаются помыкать

Цель – выбить из колеи, не дать опомниться, поставить в зависимое положение. Называть это можно как угодно, но добиться таким поведением хотят только одного – деморализовать собеседника.

Мы уже говорили об обесценивании. Эту тактику могут применять с улыбкой и внешне ничего особенного происходить не будет. Но как в деловых переговорах, так и в бытовой беседе много приёмов, которые способны поставить в тупик и лучше быть готовым к таким поворотам.

Что делать и как себя вести

Необходимо помнить, что каждый участник переговоров или обычного диалога имеет права. Если вы будете их помнить, то сможете держать беседу под контролем и избежать ущемления ваших позиций.

1. Право на общение.

Если вас игнорируют, отказываются обсуждать вопрос, в этих обстоятельствах нет смысла продолжать переговоры. Если будете искать причины такого поведения противоположной стороны, то попадётесь на его уловку.

2. Право на защиту.

Можете отвечать на агрессивные высказывания. Но помните, если ввяжетесь в разговор на повышенных тонах – это то, куда вас пытаются втянуть, чтобы выбить из колеи. Если нужно реагировать, то говорите на полтона ниже и тише агрессивного собеседника.

3. Право на молчание.

Не игнорируйте приглашение к диалогу. Но можно отказаться по разным причинам. Только вам решать, вступать ли в беседу с незнакомыми или неприятными людьми. Отказ могут воспринять как демарш, но вас не должно это волновать. Один нюанс – дать отрицательный ответ нужно вежливо и спокойно.

4. Право на диалог.

Диалог – это равноправное ведение беседы. Это не интервью, где один спрашивает, а другой отвечает. Не разговор педагога с учеником. Это – обмен мнениями.

В диалоге бывает ведущая сторона, которая озвучивает вопросы, задаёт направление. Например, инициатор встречи. Но в высказывании мнений, регламентах прерогатив нет.

5. Право на тайну.

Никто не может заставить раскрывать личные секреты. Если вы доверились, рассказали тайну, которую затем повернули против вас, то это нарушение морально-нравственных и этических норм.

Человек применил запрещённый приём, таким образом, предоставил вам карт-бланш – можете защищаться «любыми» способами. Только помните, опускаться до взаимных обвинений и использовать личные разоблачения – это уподобиться собеседнику и обречь диалог на провал.

6. Право на тишину.

Причин много: излишняя эмоциональность, нежелание пойти на уступки, чрезмерное давление, завышенные требования. В любой момент можете прекратить диалог или взять паузу. В зависимости от ситуации просто скажите: «Беседа не может продолжаться в таком тоне» или «Мне нужно подумать».

Никто не вправе принудить вас к разговору ни по закону, ни по соображениям этики и морали. Берегите своё внутренне и личное пространство.

Какими правилами вы руководствуетесь в диалоге? Делитесь в комментариях.

Читайте еще: