Найти тему
Ольга Дмитриева

Готовность №1: в первый класс без стресса

Начиная с 1 апреля жители Москвы смогут записать ребенка в первый класс. Приемная кампания касается детей, которые не посещали дошкольные группы при образовательных учреждениях столицы. Тем не менее, прежде чем подать заявление, нужно понять, готов ли ваш ребенок к школе. И дело тут не столько в умении читать, писать и считать в пределах нескольких десятков. Именно от психологической готовности ребенка зависит, насколько успешным будет его старт в школьную жизнь!

                                                        1 сентября в Шуваловский школе 1448
1 сентября в Шуваловский школе 1448

В дошкольном возрасте основной тип деятельности ребенка – это игра. С началом школьного пути ведущая деятельность меняется на учебную. Проверьте, готов ли ваш ребенок к этому переходу.

  • Интеллектуальная готовность

Речь, внимание, мышление… Эти навыки успешно развивают на занятиях для дошкольников, но многое зависит от семейного окружения малыша. Читайте ребенку книги и обязательно обсуждайте прочитанное – вскоре вы заметите, как расширились его словарный запас, элементарные знания о мире. Кстати о них. Современные школы не требуют от первоклассников всеобъемлющей эрудированности: достаточно связно уметь рассказывать о себе и своих интересах, знать имена и профессии родителей, название своей страны и города, времен года…

  • Социализация: умение общаться с детьми и взрослыми

Важно, чтобы первоклассник уже имел опыт общения с ровесниками и умел ориентироваться в разных ситуациях, в том числе неприятных. Объясните ему, как реагировать на отказ, как справляться с обидой. В школе ребенок взаимодействует не только с одноклассниками, но и с учителями и другими работниками школы. Расскажите ему о базовых правилах этикета и уважительного общения со взрослыми.

-2
  • Адекватная самооценка

Часто дети в этом возрасте склонны недооценивать или, наоборот, переоценивать себя. «Захваленный» ребенок считает гениальными любые свои действия или слова и не может воспринимать даже очень аккуратные замечания педагогов или сверстников. Бывают и противоположные проявления: общаясь с учителем, ребенок часто произносит негативные установки («я плохой», «я хуже всех», «у меня ничего и никогда не получится»). И первый, и второй вариант – это крайности, но они чаще всего ведут к неудачному началу школьной жизни. Реально оценивать свои действия, замечать успехи, совершенствоваться – необходимые навыки школьника.

  • Готовность трудиться, или сформированная позиция ученика

Школа – это не развлечение, а педагоги – не аниматоры. Ребенок должен понимать, что на уроке нужно трудиться, выполнять требования учителей, прислушиваться к школьным правилам. Начало образовательного пути будет успешнее у ученика, который внутренне дисциплинирован.

-3
  • Интерес к школьной атрибутике

Будущий первоклассник увлеченно играет в школу? Часто говорит о ней? Стремится окружить себя школьными предметами (например, с удовольствием выбирает с вами портфель или канцтовары)? Так ваш ребенок демонстрирует определенный уровень мотивации, благодаря которой он не опустит руки, столкнувшись с малейшей сложностью во время обучения.

  • Самостоятельность

Подходя к школьному возрасту, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, заправлять постель, следить за своими вещами (например, за содержимым портфеля и пенала). Если сомневаетесь, на семейном совете попробуйте выработать правила автономности. Вскоре вы увидите первые результаты.

-4
Не стоит волноваться, если что-то из перечисленного вызывает у вас беспокойство. Детям в возрасте 6-7 лет свойственны скачки психоэмоционального и интеллектуального развития: за лето ваш ребенок вполне может развить речь или научиться общению с ровесниками.

Если вы все же сомневаетесь, идти в первый класс сейчас или подождать еще год, обратитесь к педагогам-психологам школы. Специалисты помогут вам определиться с выбором, дадут важные рекомендации. Этого подхода придерживаемся и мы в «Шуваловской школе».

Обращайтесь, мы рады помочь!

-5