Творческое занятие с особенным ребенком - это почти всегда целая эпопея с непредсказуемым финалом. Работая в специализированном учреждении именно для таких детишек, ежедневно наблюдаю за ними у себя на занятиях.
Мало ли как поведет себя ребенок, например, с ЗПР или РАС в любую минуту урока. И какие последствия могут быть от его действий, как для окружающих, так и для него самого.
Начнем с того, что педагог должен обладать недюжинной хитростью и находчивостью, чтобы не только усадить этого ребенка за стол заниматься, а порой и даже в кабинет к себе заманить без лишних визгов и слез со стороны младшенького.
А игрушки-то тут при чем?
Когда на творческом занятии такой ребенок мастерит (что уже удивительно) поделку из бумаги или пластилина, рисует картинку или собирает орнамент из мозаики, он едва ли может сосредоточиться на одной деятельности надолго. Отвлекается, ходит по кабинету, скачет, лезет на стол или наоборот - утекает под стол поиграть своими тапочками.
Следовательно, педагоги, кроме проведения традиционных физминуток, вынуждены параллельно с творческой работой еще и играть с ребенком. Для этих целей у нас в кабинете стоят настольные игры, красочные игрушки и разные "бродилки" (а не ради интерьера для "гостевых показов", как думают некоторые родители).
Поиграл ребенок 3-5 минут, "перезагрузился" и снова за работу, за поделку. Ага, не хочешь за работу? Ну тогда извини, в следующий раз игрушку не дам и с полки брать не разрешу.
А что еще делать, если интерактивных полов и сверкающих мониторов непосредственно в нашем кабинете нет?
Отличная штука
Кстати, очень хорошо "заходит" ребятам веселая деревянная игрушка (название рекламировать не буду) с шариками и молотком. Ну прикольно же: посадил шарик в ямку, разок "бабахнул" молоточком - и покатился шарик по серпантинным дорожкам, да по круглым окошкам. А за ним - шмяк! И другой шарик уже катится, и третий, и еще ударяются друг о друга приятным "деревянным" звуком-щелчком. Действительно, "залипнуть" можно. Сама иногда в нее играю, чтобы стресс снять (а на месте шариков представляю тех, на кого в данный момент сержусь). В общем, игрушка что надо!
Антошка
Ходил к нам на занятия мальчишка 6 лет. Крупный такой бутуз с кучерявой прической, но абсолютно детским наивным личиком и грустными-грустными глазами. Умственное развитие у Антошки было на уровне малыша, речи – почти не было, но это ему не мешало быть очаровательным (и характер, кстати, весьма спокойный и мирный).
Ручной труд он, конечно, не любил (а кто ж его любит), и тоже часто отвлекался от основного занятия (с разрешения педагога). Как раз на эту самую игру с шариками.
Ритуал
Меня с коллегами смущала единственная вещь. Каждый раз, когда эта игра попадала к Антошке на парту, он всегда вынимал темно-зеленый шарик и скидывал его в мой любимый топиарий. А потом непринужденно начинал играть в игру, как будто так и было.
Сначала думали с коллегами, что случайность, просто шариков было больше, чем лунок, вот и убирал Антошка лишний шар, какой попался. Но почему же этим "лишним" снова и снова был темно-зеленый?
Даже когда эту игру брал кто-то другой из ребят в присутствии Антона, тот подходил, вынимал именно темно-зеленый шарик и отправлял в горшочек с деревом.
Да чем же этот шар ему не угодил?
Делюсь этими наблюдениями с мамой Антошки. Рассказываю, как он несчастный "болотный" шарик игнорирует и не хочет с ним играть, а мама смеется:
"Нет, ну что вы, это же его любимый цвет! Он просто этот шарик жалеет и не хочет, чтобы по нему молотком стучали. Вот и прячет его, бережет".
Ну вот, и такое бывает
И я маме поверила! А потом мне физрук рассказывал, что когда наш Антошка приходил в зал на ЛФК, он каждый раз открывал громоздкий шкаф и запихивал туда один из здоровенных мячей. Один единственный, который темно-болотного цвета.
Зачем? А чтобы его не кидали и не пинали. А уходя с физкультуры, Антон снова открывал шкаф и выпускал "свой" мяч на волю.
Эх, если бы Антошка умел разговаривать, он бы наверное рассказал много интересных и удивительных вещей.
А Вам, дорогие читатели, желаю удивляться только по приятным поводам, а неприятные пусть и не попадаются.
Всегда рада вежливым гостям, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ
Ребенку нравится коричневый цвет, и за это над ним смеются
Оказывается, учителя по рисованию не очень-то уважают труд друг друга
#учителя и дети #особенные дети #педагогика #воспитание детей #развивающие игры