У каждого писателя - своя мотивация.
Толстой искал в себе Совершенство.
Достоевский - Бога.
Пушкин - волю.
Мятежный Лермонтов - бурь.
Булгаков, которому пришлось жить в эпоху страшных перемен, бурь не искал. Их ему и так хватало: бури эти разметали его семью, выбросили из родного дома, в водоворот московской жизни.
То самое ключевое слово, которое каждому открывает дверь в его самое дорогое, у Булгакова звучит так: "Покой".
В "Мастере и Маргарите" ведь черным по белому: "Он не заслужил Света. Он заслужил Покой". Покой в родном доме:
"Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах."
Покой, который никто не встревожит. В "Собачьем сердце" он еще едва осязаемый , спрятанный за дверью квартиры профессора Преображенского: "Oгней под потолком не было. Горела только одна зелёная лампа на столе."
В "Белой гвардии" его олицетворяет "Саардамский плотник" - старинная голландская печь, которая в мятежные годы согревает хрупкий семейный мир.
Хотя, уже здесь есть подсказка: юнкера готовятся к обороне Города в здании гимназии, которая "была построена покоем". Буквой "П".
Дом и Покой - вот то, самое сокровенное, о чем мечтал Булгаков.
"Часовые ходили и охраняли, ибо башни, тревоги и оружие человек воздвиг, сам того не зная, для одной лишь цели – охранять человеческий покой и очаг. Из-за него он воюет, и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует."