Найти в Дзене

С точки зрения закона, может ли мобильный оператор изменить условия тарифа?

Оглавление

Операторы мобильной связи часто без уведомления пользователей меняют условия договора. Обычно это выглядит как изменение заявленных требований и условий по предоставлению конкретного тарифа. Что говорит по этому поводу закон – и что может сделать обычный пользователь, чтобы защитить свои права.

Что говорит по этому поводу закон?

Определяя полномочия оператора, необходимо руководствовать в первую очередь Федеральным законом «О связи». Он устанавливает следующее (ст. 28 закона):

  • цены на услуги оператор определяет самостоятельно, если законодательством не установлено иное (а оно обычно и не установлено);
  • тарифы на услуги связи регулируются государством лишь в той мере, в какой это соответствует закону о естественных монополиях;
  • государственное регулирование должно быть экономически обоснованным и компенсирующим операторам их обоснованных затрат.

На практике это означает, что операторы связи сами устанавливают тариф – и государство им ничего по этому поводу не говорит.

Подробнее этот момент раскрывает постановление Правительства РФ №1342 от 2014 года, утвердившее Правила оказания услуг телефонной связи (далее – Правила). Они определяют тарифный план как условия, на которых оператор предлагает пользоваться одной или несколькими своими услугами (п. 2).

И тут даже нельзя сослаться на принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ): тот же кодекс содержит ст. 426, говорящую о публичном договоре, к которому можно только присоединиться, не меняя его условий.

-2

Что может сделать абонент?

На первый взгляд, абонент в этой ситуации беззащитен: если оператор за 10 дней до изменения тарифа уведомил его о новых условиях (пп. «е» п. 24 Правил), то пользователь, продолживший пользоваться услугами связи, считается согласившимся на новые условия. И такой вывод подтверждается судебной практикой (чтоб далеко не ходить – решение по делу № 2-1139/2017 от 28 марта 2017 года).

Но так ли это? Не совсем. Но тут мы вступаем в «Сумеречную зону» толкования нормативных актов.

Дело в том, что ФЗ «О связи» не может отменить нормы ГК РФ: Гражданский кодекс имеет большую нормативную силу. А ст. 310 ГК РФ никто не отменял. Она прямо запрещает односторонний отказ от обязательств и одностороннее изменение условий договора. Согласно ст. 450 ГК РФ, договор должен изменяться по соглашению сторон. То есть тот факт, что пользователь, выбрав конкретный тариф, согласился с его условиями, не означает, что оператор потом вправе изменять условия этого тарифного плана по своему усмотрению. При этом, согласно п. 2 ст. 438 ГК РФ, отсутствие ответа абонента на информацию о том, что тарифный план изменяется, не означает, что он автоматически принимает новые условия.

Но тут нас ожидает первый подводный камень: согласно п. 21 Правил, договор об услугах связи может заключаться как в письменной форме, так и путём совершения конклюдентных действий. А конклюдентные действия – настоящий кошмар юриспруденции. Что именно к ним относится, а что нет – вопрос открытый. Формально если вы ткнули пальцем в товар в магазине и протянули купюру – это конклюдентные действия по заключению договора купли-продажи. Так что может оказаться, что вы заключили договор на оказание услуг связи не в письменной форме.

Тем не менее, изменения тарифа можно обжаловать. Для этого надо:

  • Обратиться с заявлением к оператору о том, что вы не желаете менять тариф. Обычно операторы дорожат клиентами – и в ходе переговоров можно выбрать подходящую альтернативу. Если в местном офисе не могут решить вашу проблему – направляйте заказное письмо с уведомлением в головной офис, вам обязаны ответить не позднее чем через 30 дней после получения письма (момент вручения можно отследить по уведомлению Почты России).
  • Если ответ вас не устраивает – вы можете обратиться с мотивированной жалобой в Роскомнадзор.
  • Наконец, если и РКН вам не помог – вы вправе подать иск в суд в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Судебная практика складывается… многообразно: есть и выигранные дела, и проигрыши. А Верховный Суд РФ по состоянию на март 2022 года по этому вопросу свою позицию ещё не обозначал.

Однако надо помнить: чем дальше, тем большая юридическая квалификация вам потребуется. Поэтому лучше всего будет заручиться помощью адвоката или квалифицированного юриста.

Заключение

Так можно ли обжаловать одностороннее изменение тарифа мобильной связи? Формально да. Реально – это та область правоприменения, которая до конца по состоянию на 2022 год не урегулирована. Поэтому вам может как повезти – так и нет.

Алгоритм рекомендаций изменился 🥺. Чтобы в вашей ленте было больше полезной информации про гаджеты и технику, поставьте лайк и подпишитесь на канал. Спасибо!🤗