Александр Антонов (Brko Botuk) ещё раз рассказал на досуге о жизни вольняг-торпедовцев в ГСВГ: «Рядом с нашим заводом, находилась высшая международная профсоюзная школа имени Фрица Геккерта. Этот самый Фриц, кстати похоронен в Москве в кремлёвской стене.
Комплекс зданий построенный в 1928 году архитектором Х.Майером в стиле модерн. Является памятником архитектуры. Во времена нацизма школа была преобразована в военное училище и как бы ССманы обучались там. Но после образования ГДР комплекс зданий вернули профсоюзам…
Так вот народу иностранного в той школе, которую все запросто называли «шуля», училось очень много. Географию можно изучать. Африка это ангольцы, мозамбиканцы, граждане эфиопии, сомалийцы, гвинейцы, представители Уганды, сенегальцы.
Одним словом англо, франко и португало говорящий народ. Некоторые ангольцы понимали по-русски, знали такие слова, как « Становись, рав-няйсь, смирно, б… ь», видимо общались с нашими военными инструкторами.
Ближний Восток делегировал на обучение в ГДР ливанцев, йеменцев. Юго-Восточную Азию представляли вьетнамцы, лаосцы. Из Центральной Азии большая диаспора монголов обучалась в «шуле». И чуть не забыл, ещё и афганцы.
Последние хорошо говорили на английском языке и совмещали учебу с торговлишкой. Продавали джинсы, свитера и перчатки домашней вязки из натуральной шерсти, а так же и дубленками приторговывали.
Общаться со всем этим иностранным народом, нам гражданам страны советов, было категорически запрещено. Оно конечно и не общались бы, если б не было общей точки соприкосновения.
А местом общения выступал студенческий бар в «шуле». Хотя в «шулю» не всем вход свободный был. Существовала система пропусков для нас, совграждан.
Пропуск этот представлял собою картонку размером чуть больше визитной карточки, серо-синего цвета с надписью о том, что представитель сего документа имеет право прохода на территорию учебного заведения, для посещения спортивного зала, кинотеатра и пр.
Пропуска выдавались администрацией завода только достойным и проверенным людям. Большая часть наших вольняг, пропусков не имела, а желание промочить горло было.
Поэтому искали цветной картон, подбирали по цвету, похожему на пропуск и фломастером выводили текст, рисовали ручкой печаль, затем оборачивали в несколько слоёв потёртым полиэтиленом и предъявляли этот фальшак на КПП «шули» полицаям издалека, чтоб было похоже на настоящий.
Да я думаю полицаи видели это, а может лица наши им уже примелькались. Одним словом препятствий особых для нас не было в бар сходить. А как-то в целях упорядочивания пропускного режима на нашем заводе ввели пропуска для выхода на обед.
Пропуск представлял собой полоску плотной бумаги длинной около 25 сми шириной 6 см, На пропуске графическое изображение волн. Я в наглую на КПП "шули" предъявляю этот пропуск, полицай нажимает кнопку открытия калитки (она закрывается на электрозамок) и говорит своему коллеге: « Ты смотри, русским пропуска даже для бассейна выдали…».
P.S. Подписываемся и начинаем читать новый проект: "Германия": https://zen.yandex.ru/media/camrad/germaniia-chast-1-624064bc9c569e77c099d574?&