Найти тему

Энканто. Разбор

Уже раз четвёртый смотрю мультфильм «Энканто». И в четвертый раз плачу. В разных местах. Плачу и исцеляюсь. 

Очень хочу написать свои мысли об этом произведении. Мне искренне кажется, что сюжет этого полнометражного мультфильма был написан гением психологии.

И мне хочется рассказать о том, что я увидела в этом сюжете. 

Если вы не смотрели этот фильм, не читайте дальше. Сначала посмотрите, так будет куда интереснее.

На первый взгляд кажется, что этот мультфильм о волшебстве, о чем-то очень далеком и необычном. Но я увидела здесь нечто щемяще-близкое, приземленное, живое. То, что есть в каждом человеке. 

-2

Главный герой фильма - Бабушка (Альма), хозяйка виллы Касита. В молодости, Альма, счастливая, только что вступившая в брак и родившая троих деток, вдруг оказывается в ужасающих внешних условиях. Ее город разрушен войной. Ее муж погибает. А у нее на руках малыши и за ней идет весь город. Альма падает в бессилии и кричит. Она оказывается в ситуации жесточайшей психологической травмы. 

И в этот момент у нее нет другого выбора, кроме как выжить. И самой стать опорой для своих детей и общины. И словно из ниоткуда, в ее руках, в ее душе загорается огонь - волшебная свеча. И следуя за этим светом, она находит пристанище в темном, глухом лесу, превращая его в безопасную обитель, новый дом, доброе пристанище. 

Огонь волшебной свечи - это сила Жизни. Это выбор, который ты делаешь, когда надо жить в ситуации, когда кажется, что жить больше невозможно. Но к сожалению, наша героиня в момент, когда взяла этот огонь и обрела силу волшебства - повернулась спиной к собственной слабости. К своему бессилию. Страху. Одиночеству. К той живой себе, что осталась плачущей на берегу реки без опоры и надежд.

Молодая овдовевшая мать становится предводителем новой общины и хозяйкой волшебной виллы. На чьем волшебстве (=силе жизни), как на фундаменте, держится вся их новая жизнь и безопасность убежища Энканто. 

Дальше мне очень интересно знакомиться с детьми и внуками этой женщины. Я смотрю на них с двух точек зрения: как на ее род и как на метафору граней ее собственной личности. Где каждый ребенок отражает и проявляет что-то, что есть в Бабушке, а вилла Касита - это и есть сама Бабушка, ее личность целиком.

И я вижу очень интересную картину.

У Бабушки Альмы трое детей.

-3

Джульетта - как воплощение миссии Бабушки. Исцеляй других, неси пользу и заботу. Спасай других. (Джульетта лечит других своей едой). Мы видим, что эта героиня на своем месте. Она умиротворена, спокойна, всегда знает, что делать. В отличии от Пепе и Бруно, ее образ очень благостный, здоровый, опорный. 

-4

Дочь Пепа - как часть Альмы, которая имеет права на эмоции и живое их проявление. Ее эмоции утрированы и истеричны. Над ее головой порой разверзается гром, который сама Пепа не в силах усмирить. Ее платье то мокрое, то рваное от неподконтрольных «погодных» эмоций. Да и вид, надо признать у Пепы достаточно истощенный, с темными кругами под глазами. Эта часть Альмы вынесена в отдельную фигуру (подавлена?). Ведь сама бабушка всегда «держит лицо» для других и образец спокойствия и самоконтроля. Мы можем заметить, как Бабушка раздражается на Пепу и пытается все время ее усмирить (подавить?). Но у нее ничего не выходит. Пепа в течении всего мультфильма словно отражает скрытые эмоции Бабушки. Она напугана, она в ожидании провала, она громко кричит о своих переживаниях. И очень интересно, что эти эмоции словно происходят с ней как цунами (отсюда и сравнение с погодой), как нечто, на что очень сложно влиять. А когда Бруно на свадьбе Пепы сообщает ей о каком-то неприятном пророчестве, Пепа устраивает ураган. Но в испорченной свадьбе упрекается Бруно. То есть ответственность за эмоции Пепы (и Бабушки) несут другие люди и обстоятельства.

-5

Сын Бруно. Изгой в семье. Субличность, вынесенная на задворки. Исключить ее оказалось невозможно, но вот упрятать в глухие стены и притворяться, что ее не существует - вполне. Бруно предвидит будущее. Но не рассказывает чего-то сверхъестественного. А в основном только очевидные вещи. Очевидные, если смотреть на картину целиком, принимая во внимание такие естественные процессы, как старение, смерть, слабость. Возможно, Бруно олицетворяет ту травмированную часть Альмы, которая осталась в злополучную ночь на берегу реки, рыдая от потери мужа. Та Альма видела смерть и ужас и знает, что всё конечно. Но новая Альма, построившая Энкатно, не желает думать об этом. Она столько сил положила на строительство нового мира. И любые мысли о бренности, конечности, неустойчивости блокируются. Новая жизнь сильна, пока в ней все предсказуемо. Огонь свечи горит, пока есть уверенность, что он никогда не потухнет. «Не упоминай Бруно». Не думай о плохом - накличешь беду. Вспомните, как бесконечно Бруно кидал за плечо соль и стучал по дереву, в надежде отвести от семьи здоровые опасения.

Теперь пошли по внукам.

-6

Луиза, как воплощение установки Альмы «будь сильной». Оставшись одна, Альма вынуждена была взять на себя огромную ответственность за людей Энканто. Ей необходимо было стать сильной. Эту ее внутреннюю силу мы видим как метафору физической мощи в даре Луизы. Но, как оказалось, ее дар - не здоровая подмога жителям, а во многом - работа ЗА них. Чего только стоит идея таскать на собственных плечах живых ослов (!) «Луиза, ослы опять разбежались!» - и хоп! Луиза тут как тут. Картинка написана с юмором и очень органично. Я даже не сразу вспомнила, что у ослов есть ноги вообще-то. А жители городка не в состоянии построить загон или самим привести ослов за поводья. Вспомните, как помыкают Луизой окружающие. Как легко используют ее безотказность. Луиза готова даже пианино притащить и держать его навесу (!), пока на нем играют. Она старается угодить всем, кроме себя. Быть хорошей для всех. Взять на себя не только необходимую, но и вообще всю чужую работу, от чего окружающие расслабляются и становятся еще более беспомощными и капризными. Замкнутый круг, в котором проигрывает сама Луиза в первую очередь. Забывая о себе и теряя свободу выбора. И ведь Альма действительно не видит как нелепо и даже вредно используется дар Луизы. А мысль, что внучка может проявить СЛАБОСТЬ - наводит на бабушку ужас. А о том, как самой Луизе во всем этом (или самой Альме со своей установкой «будь сильной») - она не задумывается. Самый большой страх - подвести других, но не себя. 

-7

Долорес. Колоритная мулатка с острым слухом. Чтобы быть сильной, нести ответственность за чужие жизни, нужно быть всегда начеку, прислушиваться к другим, чтобы чувствовать и понимать их потребности. Именно это качество Альмы показано в виде дара необыкновенного слуха Долорес. Это человек, который в курсе всего и первым узнает все новости. Но опять же, как используется этот дар? Границы и интимность других людей не уважаются и с легкостью нарушаются. Можно, например подслушать жениха Исабелы о том, хочет ли он жениться и сколько мечтает иметь детей. И никому из присутствующих не приходит в голову, что это как-то неприлично. Притом подслушать по распоряжению Бабушки, которое она дает, как нечто привычное, мимоходом. Альма действительно использует дары своих детей и внуков. Акцент на слово «использует».

-8

Камило. Резвый мальчишка, с легкостью перевоплощающийся в какого угодно другого человека. Камило как бы выражает способность Альмы подстраиваться под других. Понимать их, «побывав в их шкуре». Я могу стать кем угодно, чтобы быть полезной (и хорошей) для вас. Это детское стремление стать тем, кем меня хотят видеть и тогда меня полюбят. Камило также, как и все в этом доме, больше всего мечтает заслужить одобрение и признание бабушки, порадовать ее. Интересно, что когда в доме происходит что-то ужасное, Камилло перевоплощается в беспомощного кричащего младенца.

-9

Антонио. Маленький мальчик, который очень ждет свой волшебный дар и очень боится, что не получит его, как сестра. В его волшебном даре я не увидела какой-то метафоры. Мне кажется этот персонаж и его дар были созданы ради красивого визуала (потрясающая сцена с джунглями и поездкой на гепарде в новой волшебной комнате). А также, чтобы акцентировать внимание на том, что да, Мирабель такая одна в семье - не волшебница. 

И вот мы переходим к двум самым важным, на мой взгляд, персонажам. Двум сестрам, как двум враждующим противоположностям - идеальной Исабеле и обычной, не волшебной Мирабель. 

Эти две сестры воплощают собой борьбу за идеал внутри Бабушки. Идеал - дар или проклятие? 

-10

Да, внешне Исабела счастлива. Она образец чего-то недосягаемо прекрасного. Она одаривает всех своей красотой - цветами. В Исе будто правильно все. От внешности, до жизненных решений (выгодный для семьи брак с красавцем). Но, как воплощение идеала - она не приемлет чужих огрехов и несовершенств. И особенно несовершенств своей сестры, такой преступно земной Мирабель.

Но мы узнаем, что идеальность - маска, которую не так-то просто носить. Оказывается, идеальность - это рамки, критерии, в которых нужно постоянно удерживаться. Критерии, благодаря которым ты будешь хорошей для других. Но не для себя. И в этой клетке нет места своим истинным желаниям или живым проявлением. Стремление Исабелы быть идеалом - это жажда заслужить признание и любовь бабушки.

Если смотреть на Исабелу, как на метафору, то понятно, что Альма готова любить и принимать себя только идеальной, безупречно правильной и никак иначе. 

-11

И тут внезапно на сцену понятного спектакля выходит Мирабель и портит всю картину. Единственный ОБЫЧНЫЙ человек в семье. Мирабель, как напоминание Альме, что она не только спасатель Всея Энканто, но и просто человек. Обычный, живой, земной человек. С достоинствами и недостатками. С чувствами и огорчениями. С ошибками и неуверенностью. Достижениями и оплошностями. Мирабель - живой кудрявый очкарик, который также, как и все Мадригали, жаждет быть принятой и одобреной бабушкой и родом. И у нее есть иллюзия, что для этого ей надо тоже стать волшебницей, ну или на крайняк спасительницей магии. Она только в конце фильма осознает, что дары Мадригалей не гарантировали членам семьи принятия бабушкой, а только выше и выше задирали планку. 

Благодаря своей «обычности» Мирабель видит и замечает живые проявление других героев. И не осуждает их, как бабушка, а принимает и поддерживает. Она как бы видит и принимает их целиком и искренне радуется их человечности, которая так пугает бабушку. И этим она исцеляет их, наполняет жизнью. Принятие творит чудеса.

Вилла Касита - это «фасад» Альмы. Та конструкция, которую она выстроила, чтобы выжить и быть сильной после серьезного потрясения. Все ее черты, эти дары, были необходимы ей, чтобы выжить. И вилла трескается, как только становится ясно, что внутри системы появился разлад. Что старая схема перестала приносить пользу. Она больше не нужна для выживания. Дары стали использоваться во вред, а члены системы откровенно страдают. Альме пока не очевидно, но она сама не счастлива. Ей уже давно не надо выживать, не надо быть сильной, идеальной, всех спасать, уметь подстраиваться, всем угождать и все время быть на чеку. Ей можно расслабиться и побыть просто собой. Просто жить ради удовольствия и радости. Но она цепляется за старые схемы и не позволяет себе себя отпустить.

Но чтобы Альма это осознала, ей в каком-то смысле надо было «умереть». Старая система должна была быть разрушена, чтобы дать жизнь чему-то новому. Ее сила, ее волшебство умерло в тот момент, когда Мирабель, живая, человечная часть Альмы признала, что стать идеалом невозможно. Что заслужить любовь и принятие идеальностью - невозможно. Что оправдывать все чужие ожидания - невозможно. Что быть сильной всегда - невозможно. 

Невозможность. 

-12

Вот с чем сталкивается Альма (как воплощение всей своей травмированной и компенсированной дарами части) и Мирабель (как воплощение живой и уязвимой ее частицы). 

Дом рушится. Огонь тухнет. Мирабель убегает, чтобы оплакать тщетность и невозможность своих надежд и осознать, ЧТО ОНА НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРИНЯТА. Она изгнана из этой системы, как элемент, который в силу своей неидеальности никогда не заслужит одобрения. Невозможность.

И вот здесь Бабушка наконец осознает, что произошло. Все что было - уже разрушено. Произошло то самое страшное, чего она боялась. Она вновь, как 50 лет назад, осталась без дома. А все ее волшебные дары обнулились. И тогда оказывается, что ценность была вовсе не в доме, не в «фасаде», не в дарах и волшебстве. Истинной ценностью оказывается принятие себя. И принятие других. Такими, какими есть. И в этом и есть целостность. Полнота. Жизнь.

Мирабель, отгоревав свою невозможность понравиться бабушке, смогла так же, как и в сестрах, увидеть в бабушке живого человека. Увидела за неприятием - страх, а за внешней броней - шрамы былых ран. 

И они обнялись. 

Сломанное снова стало целым. 

А Мирабель, ее обычность, ее человечность было признано семьей как истинный дар. И все жители города, без капли магии отстроил новый дом Мадригалей. 

#энканто