Найти в Дзене
Всего понемногу

Психологический комфорт на уроке – важное условие здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников

Оглавление

Психологический комфорт- условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов)

Психологическая комфортность необходима для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.

Очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе РФ «Об образовании». Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

-2

Существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У обучающихся такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую.

Принципы психологического комфорта следующие:

- учеба должна давать детям радость;

- протекать на фоне положительных эмоций;

- исключать психотравмирующие ситуации.

-3

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.

Успешный урок – это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и активности ребят, необходимо использование интриги.

С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».

-4

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

-5

Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; для учащихся проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

-6

Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных домашних заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

-7

С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

-8

Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

-9

Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

-10

Психологический комфорт на уроке предполагает использование различных видов здоровьесберегающих технологий:

- защитно-профилактические: направлены на защиту детей от неблагоприятных для здоровья воздействий (санитарно-гигиенические требования, чистота, прививки и т.д.);

- компенсаторно-нейтрализующие:используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия (физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и т.д.);

стимулирующие: позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма (закаливание, физические нагрузки и т.п.);

- информационно-обучающие: призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья.

Также психологический комфорт на уроке предполагает использование педагогических технологий и здоровьесбережения:

- организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические: связаны с работой учителя на уроке и взаимодействием на детей в течение классно-урочного времени;

- учебно-воспитательные: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учащихся о своем здоровье, на мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, на просвещение родителей и пр.

Для сохранения психологического комфорта на уроке важно использовать методы и приемы здоровьесбережения.

К методам и приемам здоровьесбережения относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки) и др.. Позы учащихся и их чередование зависят от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируется как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке не менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма. Механизм здоровьесберегающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. При проектировании урока следует обратить внимание на следующие показатели.

- Учет особенностей аудитории;

- Создание благоприятного психологического фона на уроке;

- Использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

- Создание условий для самовыражения;

- Инициация разнообразных видов деятельности;

- Предупреждение гиподинамии.

-11

Очень важно на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

-12

Использованная литература

1. https://infourok.ru/organizaciya-psihologicheskogo-komforta-i-usloviy-zdorovesberezheniya-na-uroke-variativnost-domashnego-zadaniya-1729390.html

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/10/18/doklad-na-zasedanii-shmo

3. https://goaravetisyan.ru/informaciya-shkol-po-zdorovesberezheniyu-uchashchihsya-usloviya-zdorovesberezheniya-v-shkole-zdorovesberegayu/

4. https://infourok.ru/psihologicheskiy-komfort-v-shkole-vazhnoe-uslovie-effektivnosti-obucheniya-i-vospitaniya-3370947.html