Роман о Робинзоне Крузо впервые был опубликован в Лондоне 25 апреля 1719 года. Это первое издание представляло вымышленного протагониста книги как автора и именовалось оно: "Жизнь и удивительные приключения Робина Крузо из Йорка, моряка. Записанная собственноручно". Она хорошо продавалась и четыре месяца спустя вышло продолжение "Дальнейшие приключенния Робинзона Крузо". Годом позже вышла также высоко оцененная рынком книга - сборник эссе о различных стронах жизни - самовоспитании, обществе, о политике, религии и экономике - "Серьезные размышления о жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо", написанная от имени самого Робинзона Круза.
Английская художественная литература началась с книги "Странствие пилигрима", но еще около пятидесяти пронизанных бурлящей политикой лет, включая 1688 год Славной революции, в которой свергли короля Якова II Стюарта, ей понадобилось для того, чтобы совершить следующий значительный шаг вперед. Автор этой литературной вехи - удивительно притягательный литературный мошенник лет: бывший журналист, памфлетист, мастер на все руки и шпион, примерно, шестидесяти лет, первоначально именующий себя как Даниэль Фо (он добавил приставку "Де", чтобы преувеличить свой социальный статус). Как и Баньян Фо пострадал от рук государства(позорный столб и последующая тюрьма в 1703 году). В отличие от Баньяна, Даниэль Фо не был религиозен.
Его всемирно известный роман это сложная смесь всяческих литератруных украшений. Она представляет себя как история, написанная Робинзоном Крузо и отредактированная Даниэлем Дефо, который в предисловии иронически пишет что "верит, что данный текст это история фактов; в ней нет ни намека на вымысел".
Что же можно обнаружить в этой "истории фактов"? В "Робинзоне Крузо" есть три элемента, делающих роман неотразимым. Первый элемент - повествовательный тон потерпевшего крушение, гениальная находка Дефо. Тон этот увлекающий, неторопливый, беседующий и способный как к мрачным, приземленным, так и к радостным, вызвышающим душу размышлениям. Часто этот тон псевдожурналистский, что идет повествованию Дефо. Такое гармоничное смешение стилей погружает читателя в мысли потерпевшего кораблекрушение, в его переживания о неприятностях. Приключения героя становятся нашими приключениями и мы переживаем их изнутри, как свои собственные неудачи, волнения и тревоги - чувствами, а не мыслями. Особенно читатель проникается великим дневником Крузо - центральной фигурой передающей все его волнения и чувства в принудительном заключении.
И здесь заключается второй элемент прозрения Дефо. Он предъявляет историю, по слухам, выстроенную на реальной истории потерпевшего кораблекрушение шотланда, провёдшего четыре года и четыре месяца на необитаемом острове Мас-а-Тьерра графа Александра Селькирка, который как и герой Баньяна следует по практически библейскому паттерну: прегрешение (юношеский бунт строптивого Крузо), возмездие (последующее злополучное кораблекрушение), покаяние (болезненные уроки изоляции на острове) и заключительное искупление (когда Крузо наконец возвращается домой). С точки зрения методов повествования - чистое золото.
Ну и в третьих - можем ли мы упустить персонажей Дефо? Пионер-романист понимал важность наделения точными запоминающимися образами персонажей своего повестования. Крузо с его попугаем и зонтиком навсегда останутся частью английской романической мифологии. Незабываемые следы Пятницы на песке, по выражению Роберта Луи Стивенсона - один из четырех величайших моментов в истории английской художественной литературы. Дефо, как и Сервантес, решает дать напарника своему потагонисту. Пятница для Крузо, то же что и Санчо Панса для Кихота. В последующей великой английской литературе подобные пары будут возникать регулярно: Джекил и Хайд, Холмс и Ватсон, Дживз и Вустер.
Все это говорит о Дефо как о действительно великом писателе. Он был абсолютным профессионалом, мастером пера. Всю свою жизнь он создавал памфлеты, едкие литературные шутки, стихи-повестования и обманные эфемеры(он говорил, что использовал около двух сотен разных псевдонимов). Он был человеком, которому нравится когда ему платят за его литературный труд, жил не скромничая и практически всегда был в долгах. Он не был "литератором-романистом" и даже не понял бы такого термина, но его класический роман в английской литературе превосходен. Дефо выбил джек-пот с "Робинзоном Крузо".
К концу 19-го столетия насчитывается больше семи сотен, переизданий, включая сюда детские книги с иллюстрациями, спин-оффов и переводов. Ни одна другая книга в английской литературной истории не удостоилась такой популярности. Ныне забытый термин "Робинзонада" был придуман, чтобы описать жанр созданный "Крузо", и жанр все еще популярен. Он регулярно повторяется что в литературе, что в кинофильмах, как например в голливудской драме "Изгой" с Томом Хенксом в роли потерпевшего крушение.