Найти тему
ПоУшиВКино

О чём молчит костюм в кино: стиль в Cruella и арка главного художника, отвечающего за луки в этом фильме

Оглавление

На фильм Cruella я не планировала идти. Мне не особо нравится эта история и Эмма Стоун не входит в список фаворитов. Я попала на сеанс совсем случайно – в кино больше ничего не было или всё уже посмотрено, а сходить снова хотелось.

Бывает же такое, что непредвиденный сеанс приносит неподдельный восторг и делает фильм одним из самых любимых в 2021 году. Мне понравилась идея и больше всего – подбор костюмов. Именно эстетика Вивьен Вествуд, вдохновившая базу гардероба для Cruella, меня восхитила больше всего. И потом, на 94й церемонии вручения наград Oscar художник по костюмам на этом фильме Дженни Беван получила статуэтку.

Я решила написать в этом материале про стиль в Cruella, и про саму художницу по костюмам, чья история так же интересна.

Номинанты в категории “Лучший дизайн костюмов” на Oscar 2022

Для справки в начале стоит привести весь список номинантов в этой категории в 2022 году. По моему мнению, они все невероятны, из каждого можно найти поток вдохновения для своего гардероба хотя бы в плане цветовых сочетаний:

· Дюна/Dune: Part One

  • Художники по костюмам: Жаклин Уэст и Роберт Морган

· Аллея кошмаров/Nightmare Alley

  • Художник по костюмам: Луис Секейра

· Вестсайдская история/West Side Story

  • Художник по костюмам: Пол Тэйзуэлл

· Сирано/Cyrano

  • Художник по костюмам: Массимо Кантини Паррини и Жаклин Дюрран

· Круэлла/Cruella

  • Художник по костюмам: Дженни Беван

Дженни Беван не любит моду

Уникальность Дженни Беван (Jenny Beavan) заключается в том, что она виртуозно умеет подобрать наряд для картины и звёзд Голливуда, но сама предпочитает обыденную одежду. Даже на церемонию вручения наград она приходит в невзрачных куртках или нелепых жакетах. По её словам, носить дизайнерскую одежду она не умеет, идея приукрасить саму себя её смешит. “Если бы платья могли бегать, они с меня бы точно сбежали, сразу же после того, как я на себя их натянула”, смеётся она сама над собой.

Дженни Беван на церемонии получает награду за Mad Max: Fury Road, Oscar 2016 for Best Costume Design
Дженни Беван на церемонии получает награду за Mad Max: Fury Road, Oscar 2016 for Best Costume Design

Это не всё. Ещё больше противоречия дальше. Сама мода для Дженни Беван чужда, и работа над этими стильными красивыми костюмами в Cruella не является естественной средой обитания для неё. Она говорит о себе, как о рассказчике историй посредством одежды, а вкрапления моды случайны. Связи и исторические модные параллели не являются прямым отражением интересов самой художницы, они нужны ей были только для создания мощной базы в кинопроекте.

Дженни Беван выпустилась из London’s Central School of Art and Design со специальностью set design (сценография, оформление декораций), так что создание луков для актёров в её планы не входило. Но так получилось, что, устроившись на неоплачиваемую работу в Merchant Ivory Productions, компанию, созданную продюсером Исмаилом Мерчантом и режиссёром Джемсом Айвори в 1961 году, она проработала там многие годы, создавая костюмы.

Кадр из фильма A Room With A View (1985). Работа над костюмами в этом фильме принесла Дженни первый Oscar. На фото Люси Ханичёрч в исполнении Хелены Бонэм-Картер/Lucy Honeychurch (Helena Bonham-Carter), в руках держит копию книги Элеанор Лавиш
Кадр из фильма A Room With A View (1985). Работа над костюмами в этом фильме принесла Дженни первый Oscar. На фото Люси Ханичёрч в исполнении Хелены Бонэм-Картер/Lucy Honeychurch (Helena Bonham-Carter), в руках держит копию книги Элеанор Лавиш

Она остаётся верной своему собственному стилю (или его отсутствию) и на 94й церемонии Oscar. Со статуэткой в руках она сказала, что её жакет подчёркивает её внутреннюю Круэллу. И это очень тонко. По сюжету самого фильма девушка Эстелла чувствует в себе тёмное начало, которое толкает её на поступки, недоступные простушкам. В ней говорит наследие её матери, властной злобной Баронессы. Эстелла в итоге перестаёт бороться со своей тёмной стороной, но и отставляет право на существование и светлой (Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо). Так и Дженни, она носит то, что ей нравится, и использует свои способности в умении преображать других, презрев пренебрежительные мнения. Будь то Алехандро Гонсалес Иньяритту, Том Харди, которые мерили её тусклыми взглядами, или Макс Фрай, назвавший её bag lady.

Как создавались костюмы для фильма Cruella

Выбор эстетики для Круэллы логичен. Беван считается на данный момент великим английским эксцентриком, такой же статус был и есть у Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood), самой яркой бабушке-вдохновительнице рок-н-ролла всех времён.

Формируя стиль в Cruella, Дженни вдохновлялась панк-нарядами, объединяющими в себе изобретательность DIY (сделай сам) от юной Вивьен Вествуд и классические экстравагантные черты моды Джона Гальяно (John Galliano). Также отчасти образы Круэллы строились на базе стиля немецкой панк-дивы Нины Хаген (Nina Hagen).

Дженни Беван называет работу на проекте самым сложным. Для главных героев – Круэллы и Баронессы – было создано 47 и 33 лука соответственно. При этом другие действующие лица “потребовали” не меньше штрихов к своим портретам. Напарники Эстеллы/Круэллы – Джаспер и Хорас – сменили за фильм не менее 33 луков.

Модой в этом фильме пропитано всё – она является частью сюжета, так как Эстелла одарённая художница, мечтающая создавать наряды, как великая Баронесса, поэтому сначала устраивается уборщицей в универмаг Liberty, в прямом смысле начиная с самых низов (где однажды украшает витрину в стиле Westwood, чем и привлекает внимание Баронессы), а также история моды зашифрована в нарядах, созданных для героев художником по костюмам.

Эмма Стоун рассказывает, как примеряла образы для своей героини на себя. Она хотела сделать очень много фотографий, так её впечатлили костюмы. Она посмеивается, что вела себя как нарцисс в этих костюмах.

Эмма Стоун под впечатлением от своих костюмов
Эмма Стоун под впечатлением от своих костюмов

Также вдохновение Беван брала из воспоминаний из 70х, как люди одевались, какая была эстетика в фотографиях из журналов. Её затронула арка главной героини – от маленького бунтующего ребенка, который ещё явно любит одежду, до полноценного модельера, имеющего твёрдую позицию и свой почерк.

Беван описывает опыт работы над костюмами в Cruella как совместный труд. Она часто сотрудничает с Cosprop. Это британский дом по прокату костюмов, которым управляет дизайнер Джон Брайт (John Bright). Дженни Беван считает его своим учителем и благодарна за просвещение в области “истории и политике одежды”.

Cosprop был основан в 1965 году костюмером и дизайнером Джоном Брайтом. Компания предоставляет костюмы в аренду для съёмок в фильмах, для театральных постановок, также имеются услуги по пошиву одежды. Среди фильмов: Маленькие женщины (2020), Пираты Карибского моря (2003), Король говорит! (2010). Среди постановок в театре: Три сестры (1991, Lynn and Vanessa Redgrave), Чайка (2001, Central park NYC with Meryl Streep), Эвита (1978, West End Premiere)
Cosprop был основан в 1965 году костюмером и дизайнером Джоном Брайтом. Компания предоставляет костюмы в аренду для съёмок в фильмах, для театральных постановок, также имеются услуги по пошиву одежды. Среди фильмов: Маленькие женщины (2020), Пираты Карибского моря (2003), Король говорит! (2010). Среди постановок в театре: Три сестры (1991, Lynn and Vanessa Redgrave), Чайка (2001, Central park NYC with Meryl Streep), Эвита (1978, West End Premiere)

Вместе они создали гардеробы для:

· Шерлока Холмса/Sherlock Holmes, режиссёр Гай Ритчи;

· Разум и чувства/Sense and Sensibility, режиссёр Энг Ли. На этом фильме Дженни работала с Эммой Томпсон, исполняющей роль Баронессы в Cruella, так что художник и актриса уже словно старые подруги. Дженни прекрасно знает параметры актрисы, более того, она в прекрасной форме, поэтому создавать для неё лук одно удовольствие. На Cruella Беван помогала с её луками Джейн Лоу (Jane Law);

· Госфорд Парк/Gosford Park, режиссёр Роберт Олтман;

И три фильма с компанией Merchant Ivory Productions:

· Комната с видом/A Room with a View, режиссёр Джеймс Айвори. Этот фильм принёс Дженни Беван её первый Oscar в 1986 году;

· Бостонцы/The Bostonians, режиссёр Джеймс Айвори;

· На исходе дня/The Remains of the Day, режиссёр Джеймс Айвори, созданный как раз в тандеме с Исмаилом Мерчантом.

Дженни Беван больше художник костюмам, чем приверженец моды. Это её особый талант – остаться в стороне от моды при этом так тонко чувствовать её нюансы и требования. Хороший пример высказывания – быть, а не казаться. Она делает то, что комфортно ей, и выполняет свои рабочие обязанности, которые приносят номинации и награды. That’s a good lesson)

***

Дополнительные материалы о костюмах в кино и цветовой эстетике кинематографа на моём канале: