Найти в Дзене
grosstractor

#3 Самые РЕДКИЕ советские мотоциклы! Гуляем по Ирбитскому мотоциклетному музею

Первая часть здесь, вторая — здесь. Напомню, что в прошлый раз мы подробно осмотрели экспозицию, посвященную послевоенному развитию Ирбитского мотоциклетного завода (далее — ИМЗ), и остановились на выставке поступавшей на завод зарубежной технике. После нее самая интересная часть экспозиции - редкие спортивные ирбитские мотоциклы. Так что продолжим! Сразу за Vincent HRD Rapid B стоит итальянский красавец Gilera Saturno Sport 1955 года выпуска. Модель Saturno выпускалась с 1948 по 1956 годы в исполнениях Turismo, Sport, Competizione и Corsa. В 1953 году к ним добавились версии Cross и Regolarita. Все мотоциклы оснащались одноцилиндровым четырёхтактным двигателем объемом 500 кубиков и мощностью 22 л.с. Представленная в музее версия Sport была немного легче остальных за счет использования алюминиевых деталей и могла достигать скорости до 175 км/час. Honda Goldwing GL1000. Легендарный дорожный мотоцикл, один из лучших в своем классе, первый в семействе Goldwing, начал серийно выпускаться с

Этот отчет из трех частей. Сейчас Вы читаете мою любимую - третью.
Первая часть
здесь, вторая — здесь.

Напомню, что в прошлый раз мы подробно осмотрели экспозицию, посвященную послевоенному развитию Ирбитского мотоциклетного завода (далее — ИМЗ), и остановились на выставке поступавшей на завод зарубежной технике. После нее самая интересная часть экспозиции - редкие спортивные ирбитские мотоциклы. Так что продолжим!

Сразу за Vincent HRD Rapid B стоит итальянский красавец Gilera Saturno Sport 1955 года выпуска. Модель Saturno выпускалась с 1948 по 1956 годы в исполнениях Turismo, Sport, Competizione и Corsa. В 1953 году к ним добавились версии Cross и Regolarita. Все мотоциклы оснащались одноцилиндровым четырёхтактным двигателем объемом 500 кубиков и мощностью 22 л.с. Представленная в музее версия Sport была немного легче остальных за счет использования алюминиевых деталей и могла достигать скорости до 175 км/час.

Honda Goldwing GL1000. Легендарный дорожный мотоцикл, один из лучших в своем классе, первый в семействе Goldwing, начал серийно выпускаться с 1975 года. Байк оснащался 4-тактным 4-цилиндровым двигателем с водяным охлаждением мощностью 80 л.с., который отличался ровной и тихой работой; пятиступенчатой коробкой передач и карданом. Топливный бак мотоцикла размещен под сидением. А бак, который находится на привычном месте — это на самом деле инструментальный ящик. Машина имеет два 32-мм карбюратора Keihin, конденсаторную систему зажигания с катушками, электростартер и кик-стартер.

-2

Для 1975 года мотик оказался революционным (инновационным, как сказали бы сейчас). А вы говорите, М-73! К сожалению, и это нужно признать, наш мотопром 30 лет страдал фигней. Можно много говорить о том, почему так произошло, но это печальный факт, и в музее это видно наглядно. В прошлый раз там даже стенд стоял с досугом заводчан ИМЗ — рыбалка, футбольчик, охотничий нож директора завода. Сейчас это все куда-то убрали.

Иногда у товарищей с ИМЗ спрашивали за новые разработки. Тогда отдел главного конструктора выдавал какое-нибудь улучшение — про это есть отдельный стенд. Пока японцы за миску риса делали движок для голды 1000, в Ирбите успешно внедрили полнопоточный масляный фильтр, который позволил до 6 раз снизить периодичность замены масла и повысить ресурс двигателя до небывалых 30 тыс. км — кто имел Урал, не даст соврать.

-3

Вы скажете, что я издеваюсь зря, и на ИМЗ были суперсовременные разработки, которые душило в зародыше тупое советское правительство. Ребята, все они (разработки) лежат в фондохранилище музея. Там нельзя фоткать, но вы можете сходить и за 100 рублей посмотреть сами, например, на бесшатунный четырехцилиндровый двигатель с Х-образным расположением цилиндров под 120 градусов со сварным картером и цельнокованным коленвалом, литровый движок для М-73, моторы с принудительным воздушным охлаждением. И вы убедитесь, что половина из них нежизнеспособны в принципе, а вторая половина — вариации старого доброго двигателя БМВ. Как это ни грустно, но приходится признать, что интересные вещи на заводе появлялись где-то до 1965 года. Как говорится, спасибо за раздельную смазку (и то немцам). А про водяное охлаждение, которого нет до сих пор, я вообще молчу.

Пока ИМЗ в полную силу трудился над полнопоточным масляным фильтром, японцы решили, что голда должна повернуться лицом к любителям мотопутешествий. В результате в 1987 году был создан люкс-турер Honda Goldwing GL1500. Почему люкс?

Потому что: 6-цилиндровый мотор с рабочим объемом 1500 куб. см и мощностью 100 л.с., аудиосистема, круиз-контроль, обогрев ног водителя, пневмоподвеска, возможность движения задним ходом с помощью электростартера и многое, многое другое. Бомбический аппарат.

-4

За рулем такого сидишь как на троне, регулируемые подножки. Пластик, правда, не понравился — скрипучий. Да и акустика на мотоциклах отстой, если честно. А в остальном — круто. Как говорится, почувствуйте разницу.

-5

Далее начитается часть экспозиции, охватывающие наиболее сложные для завода 90-е годы. На этот период пришелся спад производства, работников начали массово сокращать. На рынок хлынула иностранная техника, в первую очередь автомобильная, и народ стал массово пересаживаться с морально устаревших к тому времени колясычей на более современные иномарки.

В попытках найти новые ниши ИМЗ, который стал называться Уралмото, в 1996 — 1997 годах выпустил модели "Вояж" и "Кобра". Эти мотоциклы — полный атас. Как можно было сделать такое убожество, я не знаю. Даже фоткать их отдельно не стал. Ездить на таком стреме желающих было немного.

Видя агонию завода, ему на помощь пришел мотоклуб "Ночные волки". В 1998 году была создана модель "Волк", в которой были учтены пожелания байкеров.

ИМЗ-8.1238/7 "Волк" получился красивым и пропорциональным, в целом неплохим — с оговоркой, конечно, на известное качество.

-6

Слева от него на фото, кстати, жуткая желтая "Кобра" с жесткой подвеской заднего колеса (зачем?!).

Высокий руль, выносы для ног с дублированием тормоза и переключения передач, длинная вилка, дисковые тормоза, удобное кожаное сидение, электростартер, много хрома. Двигатель 750 кубиков мощностью 45 л.с. Однако из-за обилия импортных деталей мотоцикл стал дорогим. Спрос на него в России был невысок, а в Америке своих чопперов хватает. Потому в 2011 году байк сняли с производства.

В углу стоит ИМЗ 8.103-10 Гиннесс, на котором были установлены мировые рекорды, о которых нам расскажет Областная газета:
"20 лет назад (в 1992 году) на городском стадионе Ирбита работники местного мотоциклетного завода установили сразу три мировых рекорда, которые были включены в «Книгу Гиннесса». Рекорды устанавливались в двух номинациях — «Езда задним ходом» и «Езда с поднятой коляской». Задним ходом ехал Владимир Глухих. За 8 часов 47 минут 23 секунды он преодолел 171 км 200 м. В номинации «Езда с поднятой коляской» было две подкатегории — соло и тандем. «Солист» Константин Матвеев смог проехать без остановки 338 км 800 метров за 8 часов 14 минут 11 секунд, а дуэт Александра Буланова и Анатолия Бекишева — 1 014 км за 24 часа. Дуэт при этом не останавливался даже для заправки, делая её на ходу. А меняясь местами, испытатели показывали настоящие акробатические трюки. Все рекорды были установлены на мотоциклах марки «Урал», производимых в Ирбите.".

-7

Потихоньку мы переходим в зал, демонстрирущий спортивные достижения уральских мотостроителей. Как известно, между ИМЗ и Киевским мотозаводом шла нешуточная борьба за медали. В основном их получали ирбитчане.

-8

В прошлый раз я рассказывал про очень редкий поллитровый М-52. А вот спортивная модель М52С для соревнований по шоссейно-кольцевым гонкам 1961 года выпуска. По скорости (160 км/час) мотоцикл не уступал BMW R37, который считался одним из лучших в мире в послевоенные годы. В период с 1957 по 1961 годы в экспериментальном цехе было собрано 20 машин. Редчайший экземпляр.

-9

Мотоцикл С-51 с оригинальным верхневальным двигателем, созданный ЦКБ ВНИИ мотопрома в 1961 году. Двигатель объемом 500 кубиков с двумя распредвалами в головках цилиндров мощностью 60 л.с., ходовая часть от М-52С. Мощность двигателя составляла 51 л.с. Всего таких изготовлено 3 экземпляра.

-10
-11

Шикарный "Стрела-1" с верхнеклапанным четырехтактным двигателем объемом 650 куб. см мощностью до 55 л.с. Заправлять бензином с октановым числом не менее 90. Максимальная скорость машины — до 150 км/час.

-12

Мотоцикл "Кросс-1000" с литровым двигателем. На такой наши гонщики привозили медали на чемпионатах страны, Европы и мира. Возможно именно спортивные успехи мешали техническому прогрессу на заводе — зачем улучшать то, что хорошо работает?

-13

На этом мы покидаем музей. Надеюсь, рассказ вам понравился)

Напоследок несколько фактов.
Уралмото сегодня — единственное предприятие в мире, где серийно выпускаются мотоциклы с коляской.
Мотоцикл "Урал" остался единственным в мире мотиком, который может быть оснащен приводом на колесо коляски.
Мотоциклами "Урал" владеют Бред Питт и Эван МакГрегор.
Новый "Урал" стоит от 1,5 млн. рублей.

Как сказал старожил завода, водивший нас по экспозиции, качество сейчас — очень и очень хорошее, если бы такое было раньше. Мотоцикл пользуется спросом за бугром, потому что он железный и военный, а не то, что современные пластиковые погремушки. Завод занимает теперь один цех, плюс сохранилась литейка, где отливают детали двигателя. Остальная территория, здания и сооружения проданы или сданы в аренду. Музей передан на баланс государства, есть планы по строительству для него нового здания.

Что планирует ИМЗ? Не знаю. Что-то планирует. Но точно не новый мотоцикл и не новый двигатель.

Если пост понравился - подписывайтесь и ставьте лайк) Впереди много интересного!

Поддержать блог: https://yoomoney.ru/to/410011274680307

Телеграм (общение и live): https://t.me/grosstractor

Rutube (видосики): https://rutube.ru/channel/23968383/

Этот пост был ранее опубликован мною на Драйв2. Резервное копирование выполнено в связи с недружественными действиями Империи лжи и Империи ржи.

#уаз #авто  #nature #russia #travel #путешествия #мото

#мотоцикл урал

#ирбит

#мотоциклетный музей ирбит