15 апреля нашему холдингу исполнится 20 лет! Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые события из истории ТМХ. Пожалуй, главное для компании событие 2010 года произошло весной в Париже. В присутствии президентов России Д.А. Медведева и Франции Н. Саркози Alstom и ТМХ подписали три документа, конкретизирующих соглашение о стратегическом партнерстве, заключенное годом ранее.
В этот знаменательный день был подписан договор купли-продажи о покупке Alstom 25% (+1 акция) в уставном капитале единственного акционера #ТМХ – компании The Breakers Investments BV. Два других соглашения регламентировали взаимоотношения между акционерами и совместную деятельность по разработке и производству нового подвижного состава и компонентов.
По значимости для отрасли с этим событием может соперничать лишь создание специальной системы фирменного технического обслуживания локомотивов на сети #РЖД. Договор на сервисное постгарантийное обслуживание локомотивов был подписан между «Рослокомотивом» и РЖД в августе. Для выполнения работ в холдинге была создана дочерняя структура – «ТМХ-сервис», известная сейчас как «ЛокоТех». Первый фирменный центр «ТМХ-сервис» был создан на базе Братского ремонтного локомотивного депо.
Революционной особенностью заключенного соглашения стало то, что РЖД как заказчик, стал оплачивать время локомотивов, реально находящихся в эксплуатации. Это стимулирует сервисный центр постоянно поддерживать высокий уровень технической готовности парка и позволило специалистам холдинга самостоятельно определять график и объем технического обслуживания и ремонта электровозов. Сейчас такой порядок работы не вызывает удивления, но для России в 2010 году это было поистине прорывным решением.
Летом произошло третье знаковое для холдинга событие: 19 июня ТМХ, Alstom и «Қазақстан Темір Жолы» (Казахстанские железные дороги) подписали договор о создании в Казахстане совместного предприятия по выпуску электровозов. Подписание состоялось на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в присутствии президентов России Д. Медведева и Франции Н. Саркози. Проект получит финансовые гарантии правительства Франции.
Уже 26 июня руководители трех компаний в присутствии премьер-министра республики Казахстан Карим Масимов заложили первый камень в основание нового предприятия по выпуску электровозов. Завод «Электровоз курастыру зауыты» (Электровозосборочный завод, ЭКЗ) в Астане (Нур-Султане) был введен в эксплуатацию в 2012 году и успешно работает до сих пор.
Кипела работа и на других предприятиях холдинга. Специалисты Тверского вагоностроительного завода создали вагоны для поездов постоянного формирования:
- Купейный (61-4462)
- Штабной (61-4463)
- Ресторан (61-4464)
Выпуск вагонов поездов постоянного формирования стал новым словом в отечественном транспортном машиностроении. В них впервые был применен ряд технических новшеств: герметизированные переходы, беззазорные сцепные устройства, централизованное энергоснабжение.
Еще одной новинкой ТВЗ стал вагон модели 61-4447.03 для работы в условиях Крайнего Севера. Созданный на базе серийного пассажирского вагона нового поколения #ТВЗ, он отличается особой морозостойкостью: способен работать при температуре до -70 градусов Цельсия! Вагоны нового типа оснастили системой автономного отопления, кузов покрыли раствором теплоизолирующей краски, а в окна установили специальные стеклопакеты, наполненными инертным газом.
Не менее громкие проекты реализовал в 2010 году #Метровагонмаш, начавший производство вагонов метро 81-760/761 «Ока». Новый поезд стал лучшим предложением для московского метро, разрабатывавшего как раз тогда планы модернизации и существенного расширения. Создание первой «Оки» стало для завода эпохальным событием.
По совокупности реализованных технических решений она стала самым передовым поездом метро в мире. С 2012 года «Ока» стала выпускать серийно, сегодня такие поезда работают в метрополитенах Москвы и Баку.
Кроме того, на Метровагонмаше создали «поезд-ретро», максимально схожий с первым советским поездом метро типа «А». В качестве базы использовали вагоны 81-714/717, однако поезд получился очень необычным. Были воссозданы все детали интерьера, вплоть до кожаных диванов, светильников-бра и покрытия стен, имитирующего линкруст. Этот поезд и сегодня курсирует по Сокольнической линии столичной подземки. Поезд пользуется успехом у кинематографистов, которые снимают в нем сцены из жизни Москвы ушедших десятилетий.
По заказу Сербских железных дорог на Метрвоагонмаше создали дизель-поезд ДПС, предназначенный для эксплуатации на «европейской» колее. Для Метровагонмаша выполнение сербского контракта стало первым опытом создания дизель-поезда для колеи шириной 1435 мм. За основу была взята конструкция РА-2, которая подверглась глубокой переработке. Эти поезда в Сербии называют «рускиња» – «россиянка». В общей сложности МВМ построил 39 таких поездов (78 вагонов).
На #Коломенском заводе впервые в России был создан газовый мотор мощностью 1300 кВт, предназначенный для выработки электрической и тепловой энергии. Создание газового мотора имело важнейшее значение для России, ведь до того момента все локальные источники энергии мощностью 800 – 2000 кВт приобретались только за рубежом!
Существенные плоды начало приносить технологическое сотрудничество с Alstom: на Новочеркасском электровозостроительном заводе началась сборка инновационного двухсистемного пассажирского электровоза #ЭП20. Созданный по принципу базовой платформы, он стал головной моделью нового семейства российских электровозов. Контракт на поставку электровозов ЭП20 был подписан президентом ОАО «#Российские железные дороги» В.И. Якуниным и председателем совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» А.Р. Бокаревым в мае 2010 года.
Продолжалась масштабная модернизация заводов. В рамках этой программы на «#Бежицкой стали» был открыт новый литейный участок по производству мелкого стального литья мощностью 10 тыс. тонн в год. На участке было установлено современное формовочное, стержневое и смесеприготовительное оборудование. Инвестиции в проект были относительно небольшими – 134 млн. рублей – но позволили значительно повысить качество выпускаемой продукции.
#Трансмашхолдинг