Найти тему

Первая прочитанная книга нашего шестилетнего Макара - Дети капитана Гранта.

Раскрытие Гениальности в Семейном образовании:
https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/
---------------------------------------------------------

Ну, что, теперь я могу сказать, что первая прочитанная книга нашего шестилетнего Макара - Дети капитана Гранта😂 Ладно, это был графический роман - произведение переработано в комикс. Но Макар прочёл, разобрался в сюжете, задавал вопросы, выбрал любимого героя и был в большом недоумении, что Жюль Верн придумал эту историю.

И вот, сегодня утром, когда он пришёл в кухню-столовую, чтобы привычно усесться с книгой, он понял, что книга прочитана:
- Всё. Теперь у меня началась обычная жизнь, потому что я ничего сейчас не читаю...

Что же должна делать я?
Согласно мифологии семейного образования, мне нужно искать, что же ещё заинтересует моего начинающего читателя. Подобрать ему что-то по силам, посоветовать, не оставлять его сейчас.

Согласно мифологии анскулинга, я должна отойти в сторону и не мешать.

Воот. Я б, наверное, стала думать, что ему предложить, если бы успех первой книги объяснялся моей проницательностью)) Но мне книга не понравилась с самого начала, и купила я её только по его просьбе. То есть - он сам неплохо знает, что ему может быть интересно.

Что происходит дальше,

если я не лезу со своими рекомендациями?

А дальше он идёт к карте и ищет Глазго, спрашивает меня. Читая книгу, Макар часто обращался к карте - эта привычка у детей очень мне нравится.

Потом Макар сидит на диване и задумчиво листает страницы, размышляет вслух, стоит ли перечитывать книгу. Спрашивает у меня, кто из героев понравился мне больше и почему. Мы разговариваем. Спрашивает, когда жил писатель. Уходит думать.

Не удивлюсь, если скоро в детской в рейс уйдёт из Глазго «Дункан» с пассажирами на борту. И будет игра по сюжету.

Что даёт моё невмешательство Макару? Очень многое: возможность подумать, переварить, побыть в истории и пережить ее заново. Вписать её в свой мир. Спросить себя, что бы я ещё почитал. И читать не торопясь, смакуя детали, подходя временами к карте, отмеряя свои силы и желание.

А вчера обсуждали Джека Лондона. Точнее, дети обсуждали, я слабо знаю тему. Сеня, в своё время увлекавшийся творчеством писателя, изучил его биографию и мог рассказывать младшим, которые были уверены, что Лондон - англичанин.

Я всегда была убеждена, что предисловия в книгах про автора и от автора - скука. Но наши дети странно любят эти страницы мелким шрифтом и уже давно задают вопросы, из какой страны писатель, когда он жил, сам ли он иллюстрировал книгу. Им это очень интересно.

Это и правда помогает объяснить многое в книге, понять то время, характеры героев или чувства писателя. Просто в детстве моём это было обязательным пунктом на литетратуре, а дети наши сами дошли. Я лишь обратила их внимание. Верите, нет, они знают национальности практически всех писателей, книги которых дома.

В чём смысл?

Смысл в том, что я им доверилась и дала возможность долго думать, размышлять, обсуждать. И сама охотно делюсь своим мнением о книге. Это настолько было неестественно в школе, что сейчас меня удивляет, что это может быть нескучным.

Секрет не в отсутствии меня, как направляющего, как мне кажется. Секрет в моём присутствии в их чтении, в их изучении мира, как того, кто не давит своим авторитетом и знанием «как правильно». Кто готов поговорить не с позиции взрослого, а с позиции такого же увлеченного читателя.

Мне удалось отказаться от представлений, как происходит обучение, и увидеть, как оно действительно происходит.

Нет предметов. Но есть междпредметные связи. Всё связано со всем, и потому фамилии запоминаются, национальности - не пустой звук, а станы можно найти и потрогать пальцем. Дети интуитивно сами выстраивают метапредметное обучение.

Агата, увлеченная рисованием, в семь лет уже легко определяла на глазок иллюстратора, пусть даже не запоминая фамилию, но он «тот же, что и в книге про Рони». И я стала ей выбирать книги с необычной, с выдающейся иллюстрацией. Покупать книги только ради картинок (а вот посоветуйте).

Я не вижу в ней особого таланта к рисованию, но она очень внимательная и трудолюбивая, она иначе видит мир, нежели другие - мне кажется, что в этом большой потенциал. Сейчас она ни у кого не учится, просто рисует сама себе. И в этом тоже процесс самонаправленного обучения. Что не означает - можно только так. Нет универсального «правильно», просто Агате не нужен педагог, сейчас не нужен. А нужно много времени и то, что её вдохновляет.

Какова моя роль? Не мешать? Слишком странная роль)) Не оценивать и видеть, что помогает, а что нет. Быть в диалоге (а это значит, в доверительных отношениях, что не так просто). Не вмешиваться без запроса. Не вытаскивать её из процесса рисования, хотя «домашка по английскому не сделана, и здесь ключевое - не думать, что я знаю, как лучше.

И, оглядывась на себя назад, - это вообще ни разу не просто.

Проще найти хороших специалистов, которые знают, как правильно. Довериться им. Они знают. Следовать тому, кто зовёт за успехом.

Что значит, не знать, как правильно? Довериться выбору ребёнка не уничижая его «да что он там понимает, он ещёне свормировался, как личность».

Я спрашиваю у Макара, хочет ли он что-то ещё почитать. Он думает, говорит «пока не знаю» и уходит.

Автор статьи: Александра Чернявская.

Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.

Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/

#семья #семейное образование #обучение детей #обучение онлайн #семейные отношения