Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Евгения Дробек - Сметишко. "Неавгустейшая художница или еще одна Анастасия Романова".

· В своей удивительной книге она рассказывала, что сумела спастись после расстрела в Екатеринбурге при помощи крестьянки, которая через лаз в подвале, перенесла ее в свой дом ( с помощью одного из караульных, по имени Александр.) всю израненную, и выходила. · Потом загадочная авантюристка написала на страницах своей захватывающей биографии, что попала на Запад долго путешествуя поездом, в сопровождении двух солдат, преданных Царской Семье. Вместе с ними она и добралась до Сербии. В октябре 1918 года. А позже – уже и до самой Америки! Самое удивительное в этой истории то, что согласно ее настоящему паспорту, она родилась в 1899 году, 25 января, в Австро – Венгрии, в Буковине. Она даже была замужем и родила ребенка, который умер младенцем. Это была девочка, дочь. Сохранились также и свидетельства, что брак был фиктивным. Супруг художницы и претендентки на роль русской августейшей княжны, хорват Мариан Сметишко, вовсе и не ведал о ее существовании. А после быс
Оглавление

· В своей удивительной книге она рассказывала, что сумела спастись после расстрела в Екатеринбурге при помощи крестьянки, которая через лаз в подвале, перенесла ее в свой дом ( с помощью одного из караульных, по имени Александр.) всю израненную, и выходила.

· Потом загадочная авантюристка написала на страницах своей захватывающей биографии, что попала на Запад долго путешествуя поездом, в сопровождении двух солдат, преданных Царской Семье. Вместе с ними она и добралась до Сербии. В октябре 1918 года. А позже – уже и до самой Америки!

Снимок Е. Смит после болезни(?)
Снимок Е. Смит после болезни(?)

Самое удивительное в этой истории то, что согласно ее настоящему паспорту, она родилась в 1899 году, 25 января, в Австро – Венгрии, в Буковине. Она даже была замужем и родила ребенка, который умер младенцем. Это была девочка, дочь.

Сохранились также и свидетельства, что брак был фиктивным. Супруг художницы и претендентки на роль русской августейшей княжны, хорват Мариан Сметишко, вовсе и не ведал о ее существовании. А после быстрого с нею развода уединенно жил с семьей в сельской местности и не хотел давать никаких интервью.Только подтверждал, что «не знает никого из Чикаго, и лишь желает, чтобы его оставили в покое с его фермой и коровами».

 Государыня Александра Федоровна, мать августейшей княжны Анастасии Николаевны за шитьем.
Государыня Александра Федоровна, мать августейшей княжны Анастасии Николаевны за шитьем.

Быть может, госпоже Смит это было только на руку? Миру сначала она предстала, как художница, близкая придворному кругу, подруга великих княжон. Смит рисовала отменные и тщательно точные в изображении мельчайших деталей, акварели, с видами Царского Села, Павловска. Изысканные интерьеры Александровского дворца, Ливадии, Зимнего….

Поиск в архивах транспортных компаний, на страницах путевых журналов, лишь подтверждает, что Евгения- Драбек Сметишко прибыла в Нью – Йорк 27 июля 1922 года, представившись замужней дамой, хорошо владеющей немецким, и поселилась в городке Хеймтрамке, штат Мичиган.

Позже перебралась в Чикаго. Работала продавщицей и модисткой в ателье.

Когда ей исполнилось тридцать, через десять лет, она вдруг решила предпринять небольшое путешествие в Европу, снова приехала в Нью – Йорк, оттуда, на пароходе, отправилась в Гавр, но вскоре вернулась в Новый Свет, и окончательно поселилась в самом северном районе Чикаго, на Гринвуд - авеню.

Именно с этого адреса авантюристка подала прошение о получении гражданства США, и именно в те же годы познакомилась с видным чикагским бизнесменом Джоном Адамсом Чемпеном, которому впервые призналась, что «она - выжившая Анастасия Романова».... До этого она утверждала, что была приближена к кругу Семьи, как талантливая художница.

. Чемпен представил ее светскому кругу своих друзей, среди которых были Сесил и Хелен Колхсаат, дочери федерального судьи.

Именно с их помощью Юджиния Дробек - Сметишко подала иск для признания своих гражданских и имущественных прав, как подлинная Анастасия Романова.

Хелен Колхсаат становится преданным другом и секретарем, доверенным лицом Сметишко на много лет.

 Евгения Смитт в молодости.
Евгения Смитт в молодости.

Обе женщины начали работать над мемуарами Сметишко в 1930 году и завершили первый вариант четыре года спустя.

Смит зарабатывала на жизнь лекциями об истории России и о женском праве, маленькими изысканными выставками художественных работ, ее мемуары (права на них) были куплены несколькими издательствами Европы, Америки.

Познакомившись на одном из приемов с богатой дамой – меценатом Марджери Эмери, вдовой миллионера кожевенника, ловкая Юджиния Смит, с неменьшим энтузиазмом стала и ее подругой.

С поддержкой миллионерши – мецената, авантюристка художница придумала еще несколько, дерзких, но вполне земных проектов: антикварный магазин серебра, производство собственной линии духов, продажа картин, лекции в женских клубах по истории России и Балкан, Дании и Франции… Лекции были популярны, ее с интересом слушали, сохранились впечатления об этих встречах.

Госпожа Смит была неутомима и энергична, обладала прекрасным вкусом, но характер ее был труден. Ладить с людьми ей мешала постоянная вспыльчивость и горделивое нетерпение.

Часто дама грустила без видимой причины, впадала в депрессию, уныние, страдала от головных болей.

Евгения упорно мечтала сама водить машину и осуществила это. Была порывиста в движениях, легка на подъем, быстро схватывала суть вещей, всегда помнила массу исключительных подробностей: имена, лица, людей, события. Ее книга мемуаров о жизни в России также была полна «ненужных подробностей», и их нещадно выбрасывал из текста издатель. А она, по собственным словам, «писала день и ночь, и подробности эти ее не отпускали».

Штыки, которыми ее докалывали в екатеринбургском подвале, по ее воспоминаниям, оказались тупыми. И именно поэтому ей удалось выжить.

-5

К слову сказать, Евгения Смит по решению суда проходила еще и тридцатичасовую проверку на детекторе лжи..Прошла ее весьма успешно. Но издательство «Роберт Спеллер и сыновья», выпускавшее ее книгу, обратились, для достоверности, еще и к Глебу Боткину, сыну придворного врача, очень близко знавшего юную Анастасию Николаевну, ее привычки, манеры. Но тот Евгению Смит - Сметишко не признал, ибо уже был преданным сторонником Анны Андерсон . Он обозвал детектор "чокнутым", ничего не подтвердил.
И все же, роскошно иллюстрированная собственноручными акварелями Евгении, книга ее, похожая на роман из жизни богатой девушки из высокопоставленной семьи, едва выживший в эпоху потрясений, была очень популярна и принесла госпоже Смит большую популярность и неплохой доход. Но «никаких особых откровений», по словам журналистов и критиков, не содержала.

Авантюра художницы по имени Смит была разоблачена довольно быстро. Ее не признали подлинною княжной России ни Иза (София)Буксгевден, фрейлина двора, ни княжна императорской крови Нина Георгиевна Романова, ни Татьяна Боткина, дочь погибшего в Екатеринбурге верного врача Царской Семьи.

Экспертиза почерка, проведенная графологами, тоже не принесла госпоже Смит победы. Ее собственный издатель стал угрожать ей судом, и она вынуждена была оправдываться, объявив себя жертвой грубого шантажа.

Ей мало кто поверил, но на деньги, вырученные от продажи живописных работ, она основала Фонд св. Николая для беженцев и неимущих художников и собиралась открыть музей русской живописи в Нью – Порте ( Род- Айленд, куда Евгения переехала в семидесятые годы). Все последующие годы жизни она отказывалась от проведения любых экспертиз и никому не давала интервью.

Евгения Дробек - Смит умерла в забвении 31 января 1997 года, в частном санатории Лафайетт, в Норт-Кингстауне и была похоронена по православному обряду на кладбище, принадлежавшем Свято-Троицкому монастырю в Джорданвилле (штат Нью-Йорк).

Хотя её похоронили под именем Юджиния Дробек - Сметишко, многие газеты, печатая её некролог, в качестве даты рождения использовали дату рождения Анастасии Николаевны, великой княжны российской, четвертой дочери императора Николая Второго. Книга , носящая название «Подлинная автобиография русской великой княжны Анастасии Романовой» на русском языке никогда не издавалась.

Великая княжна с августейшими сестрами. Парадный портрет 1913 года.
Великая княжна с августейшими сестрами. Парадный портрет 1913 года.