Найти в Дзене

Две души

‘Мой друг,... заботься о своей душе... познай себя, ибо как только мы познаем самих себя, мы можем научиться заботиться о себе", - говорил Сократ. И, следуя его словам, многие прерафаэлиты использовали живопись в том числе и для изучения своей натуры, размышляя над своими поступками, своей жизнью и ее сутью. Две картины Эвелин де Морган о душе - прекрасное тому подтверждение. Наиболее известным "душевным" произведением Эвелин де Морган является ее картина "Душа в темнице", написанная в 1880-е годы. Вдохновением для картины стали строки Святого Авугстина Гиппонского: "Освети, о, освети мою слепую душу, которая сидит во тьме и смертной тени". Сама художница писала об этой картине так: "Душа сидит в своей тюрьме - теле, ожидая своего выхода на свет за тюремным окном – освобождения от смерти. Это перекликается со спиритуалистической верой художницы в то, что тело - всего лишь земная оболочка, бремя, которое дух жаждет сбросить в смерти, чтобы переместиться в солнце духовных сфер. Это же

‘Мой друг,... заботься о своей душе... познай себя, ибо как только мы познаем самих себя, мы можем научиться заботиться о себе", - говорил Сократ. И, следуя его словам, многие прерафаэлиты использовали живопись в том числе и для изучения своей натуры, размышляя над своими поступками, своей жизнью и ее сутью. Две картины Эвелин де Морган о душе - прекрасное тому подтверждение.

Душа в темницк. Эвелин де Морган. 1880-е гг.
Душа в темницк. Эвелин де Морган. 1880-е гг.

Наиболее известным "душевным" произведением Эвелин де Морган является ее картина "Душа в темнице", написанная в 1880-е годы. Вдохновением для картины стали строки Святого Авугстина Гиппонского: "Освети, о, освети мою слепую душу, которая сидит во тьме и смертной тени".

Сама художница писала об этой картине так: "Душа сидит в своей тюрьме - теле, ожидая своего выхода на свет за тюремным окном – освобождения от смерти. Это перекликается со спиритуалистической верой художницы в то, что тело - всего лишь земная оболочка, бремя, которое дух жаждет сбросить в смерти, чтобы переместиться в солнце духовных сфер.

Это же мистическое ожидание освобождения от земной жизни можно увидеть и на более поздней картине художницы - “Узник”.

Узник. Эвелин де Морган. 1907 - 1908 гг.
Узник. Эвелин де Морган. 1907 - 1908 гг.

Но у Эвелин де Морган есть и более неожиданная картина на ту же тему - это "Душа в аду"

Полотно изображает зрелого, но не старого мужчину в богатых одеждах. Он сидит на роскошном троне посреди цветущего сада. Мы можем увидеть на картине все атрибуты, богатства и власти. Однако же герой картины отнюдь не испытывает ни счастья, ни довольства, хотя ничто вокруг него не указывает на причины его мучений.

Картина была впервые выставлена на Благотворительной выставке Красного Креста в 1916 году. Ее сопровождало такое описание:

‘“Этот человек, который окружен всем прекрасным и желанным, что только можно представить, силой своего собственного темного духа обитает в аду, который он сам и создал. Этот дух можно видеть рядом с ним - это маленький бесенок, сидящий рядом с ним на скамейке. Он кажется таким же несчастным, как и сам человек, и все происходящее вокруг – поистине ад для них обоих”.

Душа в аду. Эвелин де Морган. 1902 г.
Душа в аду. Эвелин де Морган. 1902 г.

Эту картину можно рассматривать как еще одну из работ художницы, вдохновленных спиритуализмом. Она воспевает отказ от материальных ценностей и денежного богатства в пользу богатств духовных.

Однако, мужчина на картине отверг заветы Сократа и заботился только о своем теле, а отнюдь не о душе. И потому душа его настолько бедна и жалка, насколько богато и ухожено тело.