Проще представить себе торговлю бриллиантами на строительном рынке, чем новенькую Ferrari на «дальней орбите» международного автошоу. Но, оказывается, в истории компании из Маранелло, отмечающей свое 75-летие, случилось и такое. Кто задвинул премьеру в дальний угол, что за странный индекс GG50 и была ли эта модель на 100 процентов Ferrari — сейчас всё расскажем.
Мы продолжаем цикл статей к 75-летию Ferrari. Найти все материалы можно здесь.
В доковидные времена стенд Ferrari, располагавшийся на «козырном» месте в выставочных павильонах любого значимого автосалона, оказывался оккупированным толпами журналистов и VIP-персонами самого крупного калибра задолго до момента начала презентации очередной новинки из Маранелло. Более или менее свободный доступ к ней открывался лишь к вечеру, а то и на второй пресс-день.
Итальянский суперкар почти в открытом доступе на периферийной площадке, отведенной производителям автокомпонентов и шинникам? Невероятное стало реальностью на Токийском автосалоне 2005 года. В поисках причин случившегося придется отмотать ленту истории к рубежу 50-60-х годов ХХ века. К тому моменту политика открытых дверей для различных кузовных ателье, которой следовал Энцо Феррари в первые несколько лет после создания компании имени себя, свертывалась.
Модель 250 GT SWB (с укороченной базой) оказалась в числе последних, облачение для которой помимо главного подрядчика, Pininfarina, разрешили разработать и другим компаниям. Квота известного ателье Bertone ограничивалась двумя шасси для оригинальных кузовов. Заказчиком одного из них был крупный предприниматель из Генуи и друг самого Коммендаторе, а вторая машина предназначалась для Нуччо Бертоне, основателя и владельца компании Carozzeria Bertone.
С 1959 года ее центр стиля возглавил 21-летний Джоржетто Джуджаро, которого впереди ждала слава одного из самых выдающихся дизайнеров нашей эпохи. И по этому пути уроженец городка Гарессио на северо-западе Италии двинулся без раскачки. Оба варианта кузова для Ferrari 250 GT SWB Speciale получились настолько оригинальными и удачными, что... Джуджаро на десятилетия заблокировали возможность работать над проектами Ferrari. Надо думать, тут не обошлось без вмешательства Pininfarina, укреплявшей свое монопольное положение в Маранелло.
Негласный «бан» Джуджаро удалось преодолеть лишь в 2004 году, когда уже всемирно признанный Мэтр автомобильного дизайна готовился отметить полувековой юбилей своей профессиональной деятельности. Она началась в 1955 году с приходом 17-летнего Джоржетто в студию стиля FIAT, куда его без проволочек пригласил технический директор туринского концерна Данте Джакоза, настолько его поразила карикатура (!) на автомобильную тему, выполненная юным дарованием.
Впрочем, получение разрешения даже на проектирование «юбилейной» Ferrari оказалось нелегким делом. Потребовалось посредничество Пьеро Ларди Феррари, сына Коммендаторе и вице-президента компании, чтобы ее тогдашний глава Лука ди Монтедземоло приостановил действие длившегося более 40 лет «бана» на определенных условиях. В качестве модели-донора Джуджаро определили купе Scaglietti 612, причем, как и в случае с давней 250 GT SWB, с укороченной базой. Покушаться на сложившийся бренд-имидж запрещалось. Джуджаро вызов принял.
Так появилась Ferrari GG50 (буквенно-цифровая аббревиатура содержала инициалы Джоржетто Джуджаро и отсылку к юбилею). От исходника ее отличал не только полностью переработанный дизайн кузова, но и его тип: лифтбек с подъемной задней дверью вместо купе. Замысел Джуджаро заключался в том, чтобы сделать спорткар с посадочной формулой 2+2 более семейным. Для этого спинки сидений второго ряда выполнили складными, а объем бензобака уменьшили на 13 л, что позволило получить ровный пол грузового отсека и вдвое (до 500 л) увеличить его объем относительно Scaglietti 612.
При этом GG50 сохранил всю механическую начинку донора, включая 5,7-литровый V12 мощностью 540 л.с. и 6-ступенчатый автомат. Но, пожалуй, самым интригующим был выбор цвета кузова уникальной Ferrari. Джуджаро отказался от своего излюбленного серебристо-серого, проявляющего пластику форм при любом освещении, в пользу фирменного для моделей из Маранелло алого. Почему? «Потому что я так хотел!» — ответил юбиляр Монтедземоло. Джуджаро, отлученный на десятилетия от работы с моделями из Маранелло, явно хотел, чтобы GG50 выглядела Ferrari на все 100%. И это удалось Маэстро. Но вот пробить дорогу юбилейной модели в главные залы Токийского автосалона не получилось. GG50 для Ferrari так и осталась незаконнорожденной.