Найти тему
ГалопомПоЕвропам

«Кавалергарда век недолог...» Императрица Елизавета Алексеевна и Алексей Охотников. История любви и одиночества

Оглавление

На рассвете майского утра 1826 года в крошечном Белёве, что в 90 верстах от Калуги, в доме купца Дорофеева умирала женщина. Она была измучена болезнью, обострившейся в дороге, но сильнее недуга терзала сердце неотступная тоска. Полгода назад потеряв мужа, от неверности которого страдала всю жизнь, о ком вспоминала в последние минуты светловолосая баденская принцесса, лёгкая, как мотылёк, невесомая, как паутинка, с сердцем, хранившим столько невыплаканных бриллиантовых слёз?

Луиза Мария Августа, получившая при крещении православное имя Елизавета Алексеевна – российская императрица, супруга и вдова Александра I – обводила помутившимся взором стены чужого дома, а из тёмных углов на неё уже смотрела вечность.

Начало истории:

Однако вернёмся на четверть века назад. Елизавете Алексеевне немногим больше 20-ти, она молода и красива, но монарший наследник пренебрегает ею, очарованный светской красавицей Марией Нарышкиной.

Елизавета Алексеевна, Александр Павлович (император Александр I), Мария Антоновна Нарышкина
Елизавета Алексеевна, Александр Павлович (император Александр I), Мария Антоновна Нарышкина

Несмотря на прохладные отношения между супругами и открытую неверность Александра Павловича, будущий Самодержец Всероссийский ценил ум, сильный характер и нравственную чистоту жены и прибегал к её советам, помощи и поддержке в трудную минуту. «Как только я чувствую, что ему грозит опасность, я вновь приникаю к нему со всем жаром, на который способно моё сердце», – признавалась Елизавета Алексеевна в письме к матери.

Через полгода после государственного переворота и убийства Павла I в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство его сына и невестки.

Однако фактически власть в императорской семье находилась в руках Марии Фёдоровны, вдовы Павла I, которая откровенно недолюбливала Елизавету. Со своей стороны, молодая супруга императора ненавидела этикет и церемонии и вовсе не стремилась на первый план. Она занялась благотворительностью, взяла под патронат сиротский приют и несколько школ в Петербурге.

Братья Franz Gerhard von Kügelgen и Johann Karl Freddinand von Kügelgen. «Empress Elizabeth Alexeievna»
Братья Franz Gerhard von Kügelgen и Johann Karl Freddinand von Kügelgen. «Empress Elizabeth Alexeievna»

Вскоре Европа вступила в войну с Наполеоном, и Александр I покинул Петербург, направившись к действующей армии. Елизавете Алексеевне – едва за двадцать, она одинока, покинута мужем, презираема свекровью, при этом сердечна, умна, проста, искренна и красива. Состоявшееся в 1803 году знакомство с поручиком Кавалергардского полка, молодым, видным, богатым и знатным Алексеем Охотниковым поначалу не выходило за рамки переписки, однако вскоре чувство, старательно подавляемое красавцем кавалергардом, нашло отклик в сердце Елизаветы Алексеевны.

Военный историк и архивист Кавалергардского полка Сергей Алексеевич Панчулидзев недвусмысленно ссылался на «высокопоставленного мужа» молодой, красивой и любящей жены, который «открыто ухаживал, даже в ея присутствии, за одной дамой того же круга» (имея в виду связь Александра Павловича с Марией Нарышкиной).

Неизвестный художник. «Портрет кавалергарда Алексея Яковлевича Охотникова», XIX век
Неизвестный художник. «Портрет кавалергарда Алексея Яковлевича Охотникова», XIX век

«Про эту связь говорил весь Петербург. Иные не находили в том удивительного, считая забытую жену за слишком серьёзную и скучную, и вполне оправдывали легкомысленность мужа; другие смотрели с сожалением на молодую женщину, переносившую с достоинством это тяжёлое и незаслуженное оскорбление. Между таковыми был и Охотников. Чувство Охотникова возросло от сознания, что оно никогда не встретит взаимности, так как в Петербурге все говорили о неприступности молодой женщины и любви её к своему мужу. Но, вероятно, последняя измена переполнила чашу терпения молодой женщины. И, покинутая, одинокая, она невольно заметила взгляды молодого офицера. В них она прочла глубоко скрытое чувство любви и сожаления к ней; видя эту симпатию к её несчастию, она сама увлеклась. Любовь их продолжалась два года».

В Государственном архиве Российской Федерации хранятся листки, исписанные мелким почерком по-французски. Это дневники Елизаветы Алексеевны. Имеющиеся фрагменты, относящиеся к периодам с февраля по конец августа 1803 года и с декабря 1803 по начало февраля 1804 года – трогательное описание мимолётных встреч императрицы с человеком, в которого она была влюблена.

Жан-Лоран Монье. «Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны», 1802. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Жан-Лоран Монье. «Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны», 1802. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Февраль 1803. «Четверг 12, хотя и только что сменившись с караула, [прогуливался] пешком по набережной с другом, я в санях; входя в театр, не видела и заметила только выходя, в тени на крыльце, и все же два взгляда».

Апрель 1803. «Пасхальной ночью, воскр[есенье] 5 [апреля] по дороге в церковь очаровательный взгляд, говорящий как никогда, глаза сияли, в них выражалось беспокойство остаться незамеченным, удовольствие, они впервые как будто говорили: ах, я вновь вижу вас, а вы разве меня не видите? Наконец, взгляд, внесший бурю, смятение в мое сердце. Этот язык глаз был столь ясен, что он не мог не думать того, о чем глаза говорили».

Уже в то время, судя по документам Российского государственного военно-исторического архива, Охотников страдал чахоткой. Встревоженная, под впечатлением от недавней встречи (возлюбленный бледен, по глаза закутан в шубу, болен), Елизавета пишет в январе 1804: «Грусть ужасная из-за болезни Vosdu и пересудов». А через несколько дней страшные предположения становятся беспощадной реальностью: «В четверг утром жестокий удар, я узнала, что он страдает грудью [...]».

Это драматическое обстоятельство ускорило развитие романа. Влюблённые встречались тайно, а посредницей выступала и передавала письма некая М.

«Не беспокойся, часовой меня не видел, однако я поломал цветы под твоим окном», – писал Охотников Елизавете. «Если я тебя чем-то обидел, прости – когда страсть увлекает тебя целиком, мечтаешь, что женщина уступила бы нашим желаниям, отдала всё, что более ценно, чем сама жизнь».

По легенде, Алексей Охотников был смертельно ранен кинжалом в бок 4 октября 1806 года, выходя из театра после оперы Глюка «Ифигения в Тавриде». Убийца, по слухам, был подослан братом императора, великим князем Константином Павловичем.

Через месяц – 3 ноября 1806 – императрица родила дочь, названную в её честь. Возлюбленный Елизаветы Алексеевны, рана которого была нечистой, прохворал четыре месяца и скончался 30 января 1807 года.

Туманные свидетельства современников указывают также на то, что Алексей Охотников был влюблён в фрейлину императрицы Наталью Загряжскую, отличавшуюся необыкновенной красотой. Выданная за три дня до смерти кавалергарда за единственного сына владельца фабрик в Полотняном Заводе Николая Афанасьевича Гончарова, Наталья Ивановна станет матерью семерых детей. Одна из дочерей – Наталья Гончарова, в замужестве Пушкина – унаследует несравненную красоту матери. Наталья Ивановна Гончарова на портрете работы Доменико Босси, 1807
Туманные свидетельства современников указывают также на то, что Алексей Охотников был влюблён в фрейлину императрицы Наталью Загряжскую, отличавшуюся необыкновенной красотой. Выданная за три дня до смерти кавалергарда за единственного сына владельца фабрик в Полотняном Заводе Николая Афанасьевича Гончарова, Наталья Ивановна станет матерью семерых детей. Одна из дочерей – Наталья Гончарова, в замужестве Пушкина – унаследует несравненную красоту матери. Наталья Ивановна Гончарова на портрете работы Доменико Босси, 1807

Однако есть основания полагать, что история с кинжалом – не более чем романтический вымысел. Вероятно, Алексея Охотникова убил туберкулёз, подтачивавший его силы последние годы.

На его могиле в Александро-Невской лавре Лазаревского кладбища скорбит в неутешном горе мраморная женщина. Рядом изваяно разбитое молнией дерево, надпись на котором гласит: «Здесь погребено тело кавалергардского полку Штабс-ротмистра Алексея Яковлевича Охотникова, скончавшегося генваря 30 дня 1807 года, на 26 году от рождения».

-8

Елизавета Алексеевна души не чаяла в девочке, которую ласково называла «котёночком». В страстной материнской любви к ней она нашла бальзам для своего разбитого сердца и почти не расставалась с ребёнком. Однако через полтора года крошечная княжна скончалась, и чёрные воды безысходности сомкнулись над головой несчастной матери. С тех пор единственной отрадой Елизаветы Алексеевны стало посещение могил детей в Александро-Невской лавре.

Она покидает Зимний дворец и в письмах к матери, с которой была очень близка, часто повторяет, что ей незачем больше жить.

Елизавете Алексеевне отмерено ещё 18 лет, в течение которых она поддерживала мужа в тяжёлую годину Отечественной войны 1812; ей поклонялись русские воины и рукоплескала вся Европа после победы России над Наполеоном; в честь русской императрицы слагали стихи и возводили триумфальные арки.

Неизвестный художник. «Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны», первая четверть XIX века. «Царица кроткая, краса земных царей, Божественный твой лик достоин алтарей, Достоин он блистать в великолепном храме
В сияньи золота и радужных огней
И благовонном фимиаме.
Но дивной благостью осмелены твоей,
Для Россов образ твой и милой, и священной
Мы ставим в хижине смиренной». Фёдор Николаевич Глинка, русский поэт, публицист
Неизвестный художник. «Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны», первая четверть XIX века. «Царица кроткая, краса земных царей, Божественный твой лик достоин алтарей, Достоин он блистать в великолепном храме В сияньи золота и радужных огней И благовонном фимиаме. Но дивной благостью осмелены твоей, Для Россов образ твой и милой, и священной Мы ставим в хижине смиренной». Фёдор Николаевич Глинка, русский поэт, публицист

Простив царственного супруга за измены и годы отчуждения, она скорбела вместе с ним после смерти его горячо любимой дочери от фаворитки Марии Нарышкиной – восемнадцатилетней Софии, угасшей от чахотки; не отвернулась от мужа, разорвавшего связь с Нарышкиной, давно изменявшей ему, утратившего волю к жизни и впавшего в апатию и пессимизм. Супруги очень сблизились, и Елизавета Алексеевна, чьё здоровье давно вызывало опасения, была рада покинуть Петербург. Вслед за мужем она отправилась в Таганрог – подальше от сырого и ветреного климата северной столицы, тщеславия, суеты и интриг двора.

Мария Антоновна Нарышкина, урождённая княжна Святополк-Чертвертинская. Миниатюра Доменико Босси
Мария Антоновна Нарышкина, урождённая княжна Святополк-Чертвертинская. Миниатюра Доменико Босси

Александр Павлович, решивший посетить южные губернии и Крым, подхватил острую геморрагическую лихорадку, которая и унесла его в могилу в 47 лет. Когда государь испустил последний вздох, Елизавета Алексеевна опустилась на колени и долго молилась сквозь слёзы. Перекрестив императора, она поцеловала его и закрыла ему глаза.

Читайте также:🌓

«Наш ангел на небесах, а я осталась на земле; о, если бы я, самое несчастное существо из всех оплакивающих его, могла скоро соединиться с ним!», – писала безутешная вдова матери Александра, императрице Марии Фёдоровне.

Елизавета Алексеевна воссоединилась с мужем через полгода после его кончины. Императрица не оставила завещания. На вопрос о нём она отвечала: «Я не привезла с собою в Россию ничего, и потому ничем распоряжаться не могу». Личные дневники, согласно последней воле Елизаветы Алексеевны, должны быть переданы Николаю Карамзину – близкому другу и поверенному её сердечных тайн и невосполнимых утрат.

Бенуа-Шарль Митуар. «Портрет императора Александра I», 1820-е. Музей Отечественной войны 1812 года
Бенуа-Шарль Митуар. «Портрет императора Александра I», 1820-е. Музей Отечественной войны 1812 года

Однако вскоре Николай Михайлович простудился на Сенатской площади и скончался спустя две недели после смерти императрицы, поэтому желание покойной выполнено не было. Один из дневников сожжён фрейлиной Елизаветы Алексеевны и её приближенной Варварой Николаевной Головиной. Другие, вместе с письмами Алексея Охотникова, уничтожили мать Александра Павловича – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна – и его брат, император Николай I.

Известно, что супруга Николая Павловича Александра Фёдоровна осталась под большим впечатлением от этих записей. В своём дневнике она писала: «Если бы я сама не читала это, возможно, у меня оставались бы какие-то сомнения. Но вчера ночью я прочитала эти письма, написанные Охотниковым, офицером-кавалергардом, своей возлюбленной, императрице Елизавете, в которых он называет её ma petite femme («моя жёнушка»), mon amie, ma femme, mon Dieu, ma Elise, je t’adore («мой друг, моя жена, мой Бог, моя Элиза, я обожаю тебя») и т. д. Из них видно, что каждую ночь, когда не светила луна, он взбирался в окно на Каменном острове или же в Таврическом дворце, и они проводили вместе 23 часа. С письмами находился его портрет, и всё это хранилось в тайнике, в том самом шкафу, где лежали портрет и памятные вещи её маленькой Элизы (вторая дочь Елизаветы Алексеевны) – вероятно, как знак того, что он был отцом этого ребёнка. Мне кровь бросилась в голову от стыда, что подобное могло происходить в нашей семье, и, оглядываясь при этом на себя, я молила Бога, чтобы он уберёг меня от такого, так как один легкомысленный шаг, одна поблажка, одна вольность  и всё пойдёт дальше и дальше, непостижимым для нас образом».

Ах, женщины! Они остаются женщинами, даже будучи императрицами. Спасая любовные строки от нескромных человеческих глаз, их поглотил огонь. Пепел развеял ветер, превратив в пылинки мироздания свидетельства бессмертных чувств давно разбившихся сердец...

-12

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Встретимся в обсуждениях!

Неизвестный художник. «Портрет императора Александра I», 1800-е
Неизвестный художник. «Портрет императора Александра I», 1800-е
Пётр Васильевич Басин. «Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре рядом с бюстом супруга», 1831
Пётр Васильевич Басин. «Портрет Елизаветы Алексеевны в трауре рядом с бюстом супруга», 1831
-15