Дом, о котором пойдёт речь, располагался в районе нынешней площади Революции, на улице Азиатской (ныне ул. Елькина). Правда сегодня участок этой улице застроен полностью.
Дворовое место на улице Азиатской изначально было выделено Игнатию Вишнякову - есаулу казачьего войска.
Игнатий Вишняков умер рано, оставив жену Меланью и малолетнего сына Михаила Игнатьевича Вишнякова, к которому и перешел дом по наследству.
Михаил Игнатьевич Вишняков был грамотным и состоял в Оренбургском казачьем войске. Войдя в возраст, Михаил Игнатьевич женился на девице из «хорошей семьи». Так как Михаил Игнатьевич, как и его отец, смолоду был приписан к казачьему войску, после Столыпинской реформы от войска на него и его мать Меланью выделили 90 десятин земли в 2 км от озера Круглое. Со временем это местечко стало называться «заимка». «Заимка» на озере Круглое стала как бы загородным имением Михаила Игнатьевича. В новом месте построили дом с надворными постройками для скотины, переселились всей семьей и стали крестьянствовать - вести натуральное хозяйство для своей семьи, продавая избыточные продукты земледелия. Разводили на продажу также рыбу, птицу и скотину.
Своим детям Михаил Игнатьевич дал образование, доступное по тем временам.
Старший сын Поликарп учился в сельской школе и потом помогал отцу по хозяйству. Сын Иван закончил юнкерское военное училище, но военным не стал, а всю жизнь учительствовал. Дочери Михаила Игнатьевича обе закончили прогимназию, что примерно соответствует современному восьмилетнему образованию.
Михаил Игнатьевич установил свой семейный закон: дочерей и внучек выдавать замуж по исполнении 16-и лет, т. к. земли на них не выделяли. Так дочь Михаила Игнатьевича, Пелагея Михайловна Вишнякова, в 1890 году, в возрасте 16 лет была выдана замуж за Николая Петровича Пашутина - троюродного брата и соседа, который был её старше на 6 лет. Пашутиным принадлежал родовой участок на противоположной («нечетной») стороне улицы Азиатской, напротив домов Вишняковых (ул. Елькина, 49). На участке Пашутиных размещались 3 собственных дома и каменное здание кузницы с мастерскими (из дикого камня - серого гранита). Пашутины жили безбедно, так как имели три источника доходов - землю, мельницы и доходные дома. Землю и мельницу они сдавали в аренду, а в дома пускали жильцов.
Поскольку «заимка» с течением времени стала рентабельным предприятием и приносила хозяину доход, Михаил Игнатьевич решил построить в городе рядом со старым домом на улице Азиатской большой кирпичный капитальный дом. Двухэтажный кирпичный дом был выстроен в конце XIX века, примерно в 1895 г. Он был построен на фундаменте, облицованном гранитными плитами с грубым сколом. План дома был почти квадратный, крыша четырехскатная. Главный фасад дома выходил на «красную линию» улицы Азиатской (теперь в этом месте улица перекрыта). Архитектура дома не несла конкретных стилевых особенностей, однако обладала хорошими пропорциями и была весьма пластична. В декор фасадной плоскости входили: рустованные углы дома, межэтажный фриз, состоящий из вереницы перспективных нишек меж двух горизонтальных поясов, гладкие обрамления окон с лучковыми перемычками, изящные сандрики над окнами 2-го этажа, модульоны над карнизом дома. Относительную симметричность фасада фиксировал красивый кокошник.
По всей видимости, поскольку хозяйство у Михаила Игнатьевича было прибыльное, он продолжал строительство. Так, по данным на 1911 год Вишняков Михаил Игнатьевич по ул. Азиатской имел дом деревянный в 4 комнаты, 2 флигеля (плюс дворовые службы) координаты недвижимости: 74 квартал, 953 дворовое место, дом № 56. В 1918 году городские дома Вишняковых были «национализированы». Кирпичный двухэтажный дом использовался в качестве административного помещения до момента сноса в 2001 г.
Местоположение дома на карте можно увидеть в конце нашей первой публикации об утраченном Челябинске под №32.
#Челябинск #история #архитектура #выставка #культурное наследие