Найти тему

Партизаны, повстанцы, бандиты

Оглавление
Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"
Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"

Помните строчку из песни, прозвучавшей в кинофильме «Бумбараш»? «Красные, зелёные, золотопогонные…» Таким был расклад сил, участвовавших в гражданской войне в России начала двадцатого века.

«Зелёные» - вооружённые группы людей, чаще всего – крестьян, которые воевали и с монархической белой, и с большевистской красной армиями, и с иностранными интервентами. Одни историки называли их повстанцами, другие – бандитами, третьи – партизанами. Были среди «зелёных» дезертиры из регулярных армий, были идейные борцы за Советы без коммунистов.

Советский кинематограф эту картину в зелёных тонах попытался упростить, показывая повстанцев как преступную среду, стремительно разросшуюся в годы безвластия. Главари этих мини-армий или банд – как правило, яркие, харизматичные личности с диктаторскими замашками, амбициозные и склонные к откровенной театральщине. Получив такую роль, актёры обычно открывались с неожиданной стороны.

Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"
Кадр из фильма "Адъютант его превосходительства"

«Адъютант его превосходительства» (режиссёр Евгений Ташков, 1969 год)

Главарь «зелёных» - батька Ангел (Анатолий Папанов).

Банда Ангела нападает на поезд, в котором едет разведчик красных, Павел Кольцов (Юрий Соломин), выдающий себя за белого офицера, захвачен. Вместе с другими пленными его запирают в подвале, где уже томятся несколько человек – и белогвардейцы, и большевики. Ничего хорошего их тут не ждёт. «Бей белых, пока не покраснеют. Бей красных, пока не побелеют» - в надписи на тачанке атамана сформулировано его кредо, как сказал бы Ангел, если б знал значение этого слова. Не очень точно произносит батька и слово «эксперимент» - у него оно звучит как «экскремент», что очень веселит господ офицеров. Батька всё же, разыгрывая великодушие, даёт им возможность выбора:

служить или Ангелу на земле, или Богу на небе, приняв предварительно лютую смерть.

Папанов в этой роли – матёрый вожак, самодур-садист, играющий людскими жизнями и уверенный, что его время - время смуты и окаянства – будет длиться вечно.

Атаман Ангел – реальная историческая фигура. Участвовал в боях Первой мировой войны, дослужился до поручика. В гражданскую сначала воевал на стороне Петлюры, то заключал, то разрывал союз с большевиками, вёл борьбу с деникинцами. Неизвестно, как закончилась жизнь Ангела. По одной версии, его расстреляли красные, по другой – белые. Ходила легенда, что он эмигрировал, поступил на службу в британскую разведку, получил погоны полковника.

С героем фильма настоящий Ангел не имеет ничего общего. В 1918-м году, когда происходит действие картины, Ангелу было двадцать два года, сыгравшему его Папанову – сорок семь.

Кадр из фильма "Бумбараш"
Кадр из фильма "Бумбараш"

«Бумбараш» (режиссёры – Николай Рашеев, Аркадий Народницкий, 1971 год)

Предводительница «зелёных» - атаманша Софья Николаевна Тульчинская (Екатерина Васильева).

Чуть было не погибший «при посредстве воздушного шара» на германской войне рядовой Бумбараш (Валерий Золотухин) возвращается в родное село. И семья, и земляки считали, что он погиб и не особо рады воскрешению из мёртвых.

Бумбараш попадает в такую ситуацию, что ему приходится убегать и прятаться и от белых, и от красных, и от бандитов.

Эксцентрическая комедия в революционной обработке переходит в трагедию, когда друга Бумбараша, Яшку (Александр Белина) бандиты, по приказу своей предводительницы, живым зарывают в землю. Бумбараш клянётся отомстить.

Атаманша, в прошлом куртизанка-«этуаль» Софи даже в походно-полевых условиях меняет причёски и следит за маникюром, вспоминая о временах, когда её «любили аристократы». Всё это не мешает ей играть в строгую госпожу, отдающую рубленные, по-суворовски чёткие команды этим брутальным, этим слабым мужчинам. Ставкой в такой игре может быть только смерть, и Васильева показывает это – убедительно и страшно.

Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"

«Свадьба в Малиновке» (режиссёр Андрей Тутышкин, 1967 год)

Главарь «зелёных» - пан атаман Грициан Таврический (Григорий Абрикосов).

Как в «Бумбараше», красные и «зелёные», сменяя друг друга, то берут под контроль, то временно оставляют населённый пункт Малиновку. Поначалу кажется, что у криминальных повстанцев больше шансов закрепиться здесь. Грициан Таврический, которого односельчане помнят как Грицка, называет себя идейным атаманом и собирается «учинить самостийную державу». Для этого нужен «золотой запас», а попросту – «гроши», чтобы хлопцы не убежали к другим атаманам, побогаче. А ещё нужна хотя бы минимальная лояльность земляков. Ну, так пусть вся Малиновка гуляет на свадьбе атамана и здешней первой красавицы Яринки (Валентина Николаенко).

На самом деле для Грициана свадьба – это фарс, циничная комедия, которая наутро закончится позором невесты.

Атаман и не догадывается, что свадьба – это ещё и ловушка и для него, и для всех его хлопцев.

Назавтра банда Грицка будет уничтожена конницей Будённого.

Создатели «Свадьбы в Малиновке» отрабатывают популярный в советской историографии миф о том, что белые и «зелёные» стали естественными союзниками в борьбе с общим врагом - большевиками. На самом же деле белогвардейцы не находили для себя возможным сотрудничать с теми, у кого за спиной – грабежи и убийства.

Продолжение следует.