Всем доброго времени суток! В большинстве случаев ремейки хороших фильмов, а тем более - бесспорной классики, являются в лучшем случае посредственными поделками, а в худшем - похабенью, позорящей оригинал. Ярчайшие примеры - диснеевские игровые фильмы последних лет ("Красавица и чудовище", "Аладдин", "Король Лев"), "Гамбит" 2012 года, "Психо" 1998 года, "Омен 666" с Ливом Шрайбером, "12" Михалкова (при всём моём безграничном уважении к Никите Сергеевичу) или "Отпетые мошенницы" 2019 года. Однако, среди сонма бездарных и нелепых фильмов выделяются и немногие реальные шедевры, самым выдающимся из которых я считаю...
"Сабрина" (1995 год, режиссёр Сидни Поллак, в главных ролях Джулия Ормонд и Харрисон Форд)
Оригинальный фильм Билли Уайлдера с Одри Хепбёрн, Хамфри Богартом и Уильямом Холденом уже давно считается классикой Старого Голливуда, был номинирован на 9 престижных премий (в том числе 6 Оскаров) и выиграл в 3 из них. Но так ли он хорош на самом деле? Давайте разберём этот вопрос подробно.
Сабрина Фэйрчайлд. Одри Хепбёрн - очаровательная девушка, принцесса Голливуда и великолепная актриса, этого никто не отрицает. Однако роль Сабрины...скажем так, не одна из лучших. Особого актёрского мастерства, в отличие от, например "Моей прекрасной леди" и "Римских каникул", Одри здесь не проявляет, а самое главное - абсолютно провальное перевоплощение Сабрины-девочки в Сабрину-молодую женщину. Вины Хепбёрн здесь нет, но факт остаётся фактом: совершенно нереалистичен тот момент, что ловелас Дэвид не обратил внимания на такую обаятельную и симпатичную девушку, а уж сцена, где всё тот же Дэвид не узнаёт Сабрину после Парижа - абсолютный вздор. Просто взгляните на фото Сабрины до и после Франции (1 и 2-3) - где тут хоть малейшая разница?
Теперь рассмотрим Сабрину из фильма 1995 года. Начнём с того, что в плане актёрской игры и обаяния Джулия Ормонд, по крайней мере, именно в этой истории, ничуть не уступает Одри, а возможно даже и превосходит её. Причём вышеупомянутое перевоплощение в этой версии показано действительно убедительно. Сабрина в юности (фото 1) выглядит действительно дурнушкой, в связи с чем парижская метаморфоза в самом деле эффектна (фото 2-3).
Лайнус Лэрраби. Никогда не был большим поклонником Хамфри Богарта, но роли а-ля Сэм Спейд или Рикки Блейн у него получаются превосходно - возможно, потому что там Богарт играл самого себя. А Лайнус...Ну какой из Богарта Лайнус? Богарт - это матёрый частный детектив, коп, крутой парень, прожжённый циник, никак не серьёзный бизнесмен, постепенно осознающий свою любовь к молодой девушке. Не спорю, Хамфри мог сыграть в новом амплуа, если бы изначально не относился агрессивно к данному проекту. Неудивительно, что игра его оказалась деревянной, а проявление чувств отсутствовало вовсе. Единственным оправданием может служить то, что создатели хотели показать здешнего Лайнуса весьма немолодым и неуверенным в себе мужчиной, однако такая фабула мне не особо импонирует и вообще сама по себе малоинтересна.
К Харрисону Форду можно относится по-разному. Одни считают его одним из самых харизматичных актёров Голливуда, другие низко оценивают Форда за большое количество проходных ролей типа Хан Соло. В любом случае, в "Сабрине" Харрисон прекрасен и обладает крайней харизмой. Форду удалось передать все грани характера и стороны души персонажа, совместить лёгкую чёрствость практичного бизнесмена с обаянием, и вдобавок он составляет замечательную пару с Ормонд. Их химия просто бесподобна.
Дэвид Лэрраби. Уильям Холден - один из моих любимых актёров Старого Голливуда, способный составить конкуренцию такому мастеру, как Грегори Пек. Однако в "Сабрине", как на мой взгляд, Холден должен был играть вовсе не Дэвида, а Лайнуса. Возможно, подобный выбор покажется Вам странным, но вспомните другие роли этого блистательного артиста. Амплуа Холдена - рефлексирующие философы, опасные бандиты и гангстеры и деловые, умудрённые опытом финансисты. Где среди них Дэвид? Не могу сказать, что Холден в роли Дэвида плох - нет, он вполне фактурен и колоритен, но...лично я ожидал большего.
Грег Киннир же куда убедительнее в роли Дэвида Лэрраби. Его персонаж буквально пышет "жизнью живой", буквально излучает энергию, обаятелен и обворожителен.
Стоит рассмотреть и сценарий. Фильм 1954 года был прост и линеен, лишён подтекстов и довольно банален в плане раскрытия чувств персонажей. Собственно, у Одри и Богарта особой химии и нет, и тут вина не только и не столько актёров, сколько сценаристов "Сабрины" - Эрнеста Лемана, Сэмюэла А. Тейлора и самого Уайлдера. Я не говорю об отсутствии таланта у этих товарищей, но если говорить о развитии персонажей, то оригинальная "Сабрина" вышла обычным проходным фильмом. Чего только стоит сцена, когда Лайнус раскрывает девушке правду: если Сабрину тут вытягивает Одри, то Лэрраби так и остаётся функцией.
Взглянем на фильм 1995 года. Очевидно, что Сидни Поллак тщательно проанализировал фильм Уайлдера и, убрав косяки первоисточника, наполнил фильм действительно интересными находками. Взять сцену возвращения Сабрины из Парижа. Поллак с Рэфиелом и Бенедек одной фразой Лайнуса "Привет, Сабрина", дали понять: ему эта девушка всегда была небезразлична как личность. В отличие от Дэвида, который поверхностен и смотрит только на мишуру, обёртку, внешний облик, Лайнус видит в Сабрине прежде всего человека. Не менее показательны и другие слова Лайнуса:
Мне нравится Сабрина, всегда нравилась, но я не позволю ей сорвать сделку на один миллиард долларов, и мне всё равно, какая у неё теперь причёска.
Фактически, эта фраза уже является признанием Лэрраби в своих чувствах к Сабрине: неосознанным, подсознательным, но всё же.
Советую также припомнить сцену из фильма 1954 года, когда Лэрраби-старший, отец Лайнуса и Дэвида, возмущённо заявляет: "Сабрина! Что это за имя такое для дочери шофёра?". Так вот, ремейк буквально даёт ответ на данный вопрос и более того - развивает идею. Сабрина рассказывает Лайнусу, что отец назвал её в честь одной из героинь истории о девушке, которую спасает нимфа.
Лайнус: Сабрина - это девушка?
Сабрина: Сабрина - та, кто спасает.
А позднее сам Лайнус произносит:
Спаси меня, Сабрина.
Что является довольно знаковым моментом.
Ещё одна сцена: Лайнус целует Сабрину "от Дэвида". В ремейке реакция девушки - пощёчина наглецу - более чем логична. А что же в оригинале? Сабрина принимает этот поступок Лайнуса как должное, хотя каждую порядочную юную леди (особенно в середине прошлого века, когда нравы были строже) подобное как минимум бы оскорбило.
Нельзя не отметить, что фильм Поллака куда более живой и энергичный. Не подумайте, что я не люблю созерцательность и предпочитаю новое кино старому, как раз наоборот: Старый Голливуд меня привлекает куда больше, да и творения Билли Уайлдера очень люблю - его "Сансет-Бульвар" или "В джазе только девушки" просто замечательны. Но тут дело в том, что мелодраме как раз нужна динамика, нужна энергия и жизнь, особенно учитывая, что у нас тут история о классовых различиях, о бедных и богатых, а главное - о любви и чувствах. Я говорил о великолепной химии между Лайнусом и Сабриной в версии Поллака и отсутствии таковой в фильме Уайлдера. Тоже самое можно сказать и о химии между остальными героями. Взаимодействие Дэвида и Лайнуса (сцена с пистолетом и пластиком в кабинете Лайнуса, где последний уговаривает брата жениться), Лайнуса и матери ("- Ты сама меня этому научила! - Этому я тебя не учила") или Дэвида с Элизабет (эпизод в финале, где они заговорщицки переглядываются, провоцируя Лайнуса) - превосходны.
Хотелось бы выделить и потрясающую операторскую работу Джузеппе Ротунно вкупе с прекрасной режиссурой Поллака. Одна только начальная сцена с панорамами особняка Лэрраби способна искупить любой недостаток фильма 1995 года, а ещё очаровательнее данный эпизод делают музыкальное сопровождение гениального Джона Уильямса и обворожительный русский дубляж Ормонд. Все эти факторы вместе создают фильму неповторимую чарующую атмосферу.
Концовка же в фильме Уайлдера и вовсе не идёт ни в какое сравнение с ремейком. Финал "Сабрины" Поллака я вообще считаю одной из самых романтических развязок в кинематографе: тут и хорошие диалоги, и музыка, и, опять же, операторская работа, и игра Ормонд с Фордом.
Возможно, во время чтения статьи у Вас создалось ощущение, будто я ненавижу фильм 1954 года. Это неверно, мне, в принципе, нравится "Сабрина" Уайлдера (хотя и без особого восторга): Одри как всегда прекрасна, мой любимый Холден играет на уровне ("Я всегда любил Сабрину, все эти годы, но она всё время сидела на дереве"), есть хороший юмор в исполнении Оливера Лэрраби (сцена с оливкой или его негодование касательно бесконечных партнёрш Дэвида)...Но на этом основные плюсы фильма 1954 года, по сути, заканчиваются, и, если бы не ремейк, я едва ли вообще вспомнил о киноленте Уайлдера. Проблема этой картины в том, что она слишком обычна, слишком тривиальна. Все основные элементы истории (преображение главной героини, внутренняя метаморфоза циничного холостяка и т.п.) были показаны в кино и до, и после, причём зачастую гораздо более эффектно - "Моя прекрасная леди" тому яркий пример.
Что можно сказать, подводя итоги? "Сабрина" 1995 года получилась лучшим ремейком на моей памяти. Хотя старое кино я в основном считаю более романтичным и тонким, тут ситуация совсем иная. Трогательная Ормонд, колоритный Форд, обаятельный Киннир, блистательная работа Поллока - в общем, высший балл.
Понравилась статья? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на канал!