Наши чувства - это помощники. Сигналы, знаки, подсвечивающие реальность и наше отношение, к тому, что с нами в этой жизни случается.
Мы грустим, когда что-то важное закончилось. Злимся, когда то, что происходит, нам не подходит. Смущаемся, когда не решили, хотим быть замеченными или все же остаться в тени.
В идеальном мире у каждого в детстве есть взрослый, который, с одной стороны, отражает чувства, узнает ребенка в них, называет; с другой, не оставляет одного, а разделяет переживания вместе, рядом, бок о бок.
А если такого взрослого не было? Если я злился, а мама «разваливалась», не выдерживала, кричала в ответ или проваливалась в чувство «плохой мамы». Если была недоступна, в чем-то своём, выключена. Если она узнавала меня не так, как я переживал себя, замечала только, когда я какой-то, то я как ребёнок решаю:
«Я буду справляться сам/сама. Я не хочу, чтобы маме было плохо» или «Я виноват/виновата в том, что мама так реагирует. Я плохой/плохая».
Я анестезирую некоторые или все чувства и начинаю обслуживать такую «маму» рядом: не создаю проблем, не злюсь, справляюсь со сложными ситуациями в одиночку. Для чего? Чтобы выжить самому, чтобы сохранить родителя живым, чтобы не быть отвергнутым, чтобы оставаться любимым или, наконец, эту любовь получить…
А затем я вырастаю и переношу все эти механизмы во взрослый мир. Беру ответственность за все и всех; не могу сказать о том, что мне не подходит; пытаюсь все контролировать; виню себя, где этот контроль утерян; не чувствую свои желания; останавливаю; не прошу помощи и не умею принимать ее, когда другой хочет побыть рядом…
Автор: Мария Недорезова (консультирующий психолог, гештальт-терапевт)