В России дошкольникам дислексию, дисграфию и дискалькулию не диагностируют, поскольку ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, письма и счета, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет. Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.
Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни.
Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др.
Признаки предрасположенности к наличию дислексии, дисграфии, дискалькулии и других трудностей в обучении:
- ребенок поздно начал ползать, не ползал и сразу пошел
- активно пытался заговорить и заговорил к 2 годам, но позже развитие речи затормозилось
- речь развивается медленнее, чем у сверстников
- не удается держать ложку и пишущие предметы правильно
- испытывает проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков)
- не может научиться играть с мячом (кидает мимо, не может поймать мяч и пр), избегает такие игры
- проявляются проблемы с удержанием баланса: не может стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде, самокате и т.п.
- не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами
- ребенок часто замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками
- наблюдаются поведенческие особенности: резкие перепады настроения, сложности с контролем и выражением эмоций, быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания и выполнением задач, требующих строгой последовательности шагов и пр.
У ребенка возникают сложности при обучении чтению и письму:
- имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
- плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы)
- не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход)
- возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий (делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме)
- может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
- читает или пишет слова задом наперед
- пропускает отдельные слова или места в тексте
- поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
- меняет буквенный порядок при чтении;
- обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.
Если вы обнаружили у ребенка хотя бы более трех вышеперечисленных проблем рекомендуем обратиться к специалистам – нейропсихологу и логопеду - для выявления предрасположенности к дислексии и другим связанным с ней трудностям обучения.
Каждый житель России, столкнувшийся с трудностями обучения у ребенка, может пройти бесплатную онлайн-диагностику у логопедов и нейропсихологов Ассоциации дислексии.
Если у вас есть вопросы, звоните на Горячую линию по вопросам дислексии по бесплатному номеру: 📞 8 800 234-35-50
График работы: вторник-среда с 10:00 до 15:00 по Москве
Наш сайт ДИСЛЕКСИЯ.РФ
Чтобы быть в курсе всех наших событий, новостей, мероприятий, не пропускать полезные вебинары и находить нужную информацию, присоединяйтесь к нашим каналам:
🟦 Tелеграм-канал https://t.me/dyslexia_russia
🟦 Группа ВКонтакте https://vk.com/dyslexia.russia
🟦 YouTube канал https://www.youtube.com/channel/UC_UOBBG24OR88rf2EuuJOWg
🟦 Группа в Одноклассниках https://ok.ru/dyslexia.russia
#дислексия #дисграфия #трудностиобучения #дискалькулия #трудностившколе #dyslexia #DyslexiaRussia #dyslexiaeducation