Коля вырос в замечательной, но совершенно нерелигиозной семье. К религиозным проявлениям, которые он помнил с детства, можно было отнести лишь походы с бабушкой в храм перед Пасхой. Мальчику очень нравилось там. Хотелось всё потрогать, зажечь маленькую жёлтую свечку, и, задрав голову, смотреть на высокие купольные своды, под которые так красиво взлетали звуки песнопений церковного хора.
Однажды он уговорил бабушку пойти в церковь просто так, не в праздник. Народу в храме, в отличие от праздничных дней, было немного, и Коля подолгу стоял перед каждой из икон, вглядываясь в лики ещё неизвестных ему святых.
Став старше, он серьёзно задумался о том, чтобы выбрать интересующую его профессию. Коле хотелось стать либо врачом, либо священником.
Он старательно изучал анатомию, но в старших классах, придя в один из храмов, поделился со священником своими сомнениями. От него и узнал: чтобы поступить в семинарию, надо алтарничать - помогать при богослужениях в алтаре. Беседа со священником окончательно убедила мальчика в его выборе. Отец Михаил сам и крестил Николая.
Общение с этим жертвенным и добросердечным человеком и сыграло решающую роль в Колиной жизни.
В семье к его выбору отнеслись без энтузиазма. Отец не понимал, как среди потомственных работяг мог вырасти парень, мечтающий стать, стыдно сказать, попом. А мама больше всего переживала, что Коля навсегда откажется от нормальной жизни, и она никогда не дождётся внуков. И лишь после того, как бабушка объяснила, что внук собирается вовсе не в монастырь, а семьи у православных священников всегда отличались многодетностью, немного успокоилась. Отец долго обдумывал решение сына, переживал, но в конце концов не стал препятствовать дальше. За это Коля ему был очень благодарен.
Мальчик успешно прошёл все собеседования, сдал экзамены и, благодаря хорошим рекомендациям своего наставника, стал семинаристом.
В семинарии он провел пять лет. Учеба там напомнила Коле то, что он раньше читал о жизни юношей в кадетских корпусах. Разве что предметы были другие. Помимо знакомых риторики, истории России, английского, психологии и пения семинаристы осваивали литургику, богословие, историю Церкви, греческий и латынь. Да вместо нарядов были различные послушания: убирали снег, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и выполняли прочую необходимую работу.
Учился Коля хорошо, даже получал повышенную стипендию. Она хоть и была небольшой, но зато честно заработанной, и парень радовался, что входит в число лучших семинаристов. Даже отец перестал хмуриться, и втайне гордился успехами сына.
Когда Коля приезжал раз в месяц домой, вначале он ещё иногда задавал сыну ироничные вопросы, но вскоре уже с искренним интересом слушал его рассуждения и рассказы о семинарской жизни.
Например, ему очень понравилось объяснение сына о разнице между священником и требоисполнителем.
- Понимаешь, папа, — говорил сын - если у тебя нет призвания, то ты, в лучшем случае, станешь требоисполнителем, но не священником.
- Это как же? - Удивился отец.
- Как тебе сказать. Требоисполнитель - это тот, кто делает что положено без души, просто чтобы бы сделать. Такой священник после службы уходит из храма сразу, не тратя свое время на общение с прихожанами. Словно смену отработал, а дальше ему всё равно.
- Слушай, Коль, а ведь у нас на заводе таких требоисполнителей тоже полно. - Отец стукнул ладонью по столу. - Ни в жизнь не задержатся, если не заплатят дополнительно. У Пети станок сломался, а наш механик на смену не пришёл ещё. Я Юрку из той смены попросил: посмотри, мол. А он только фыркнул. У вас, сказал, свой работник есть, пусть и смотрит, а моя смена закончилась. Теперь я знаю, как его назвать.
- Похоже. - Улыбнулся сын.
- Ты, смотри, Николай. - Отец строго посмотрел на него. - Уж, коли выбрал себе такое дело, так и будь настоящим, а не исполнителем этим.
- Постараюсь, пап. С таким отношением нельзя в храме служить. У нас есть такие, кто уже сейчас понял: не их это призвание. Несколько человек ушли.
- Совсем ушли? - Не поверил отец.
- Совсем. И знаешь, лучше раньше это понять, чем потом обмануть чью-то веру.
- Ну да, — согласился отец - так оно честнее.
Ещё учась в семинарии, познакомился Коля с Варварой. Девушка ему очень понравилась, и как-то, когда Николай приехал на каникулы, и они проводили много времени вместе, парень решил с ней поговорить.
- Варь, ты мне очень нравишься. Я на твоём месте другую не представляю.
- На каком таком месте. - Лукаво спросила девушка
- На месте моей жены. - Серьёзно ответил Коля. - Ты выйдешь за меня замуж?
- Это ты мне сейчас предложение сделал? - Варя смотрела на него с улыбкой.
- Ну да. Только я тебе признаться хочу. У нас в семинарии ведь как. Если во время обучения ты не успел жениться и стать священником, то на пятом курсе тебя распределят в храм чтецом. И ты остаешься на этой должности, пока не женишься или не станешь монахом. Но я не из-за карьеры, честно. Я тебя люблю. И если ты откажешься, значит, буду чтецом, пока не надумаешь. А если совсем откажешь, в монахи уйду, но на другой жениться не буду.
Варя смотрела на него, широко открыв глаза.
- Знаешь, Коль, я тебе тоже признаться хочу. Мы ведь с девчонками не зря тогда около вашей семинарии гуляли. У нас в педагогическом ребят мало. Вот девчонки и смеются: чтобы замуж выйти, надо знакомиться либо с военным, либо с семинаристом. Им обязательно жениться надо. Ну и собрались. И я за компанию. Я же не знала, что тоже в тебя влюблюсь. Начиналось всё вроде как шутка. Ты не сердишься?
- Не сержусь. - Коля задумался. - Я только одного боюсь. Варь, чтобы женой священника быть, надо ведь от многого отказаться. И одеваться подобающе, и посты соблюдать. Да ещё отправят неизвестно куда. Выдержишь ты такое?
- Честно? Не знаю. Но я тебя люблю. Наверное, выдержу. Наша жизнь от нас самих зависит. Какой её сделаем, такой она и будет. Зато у меня муж будет один и на всю жизнь.
Они засмеялись. Познакомил Коля свою суженую с отцом Михаилом. Тот пообщался с девушкой и будущий брак благословил. Понравилась Варя и родителям. Особенно радовалась мама, которая в глубине души всё ещё боялась остаться без внуков.
Молодые поженились. Николая рукоположили в священники. И отправили служить в деревенский приход. Храм был один на несколько сёл. Поначалу молодая семья жила в доме при храме. Там родились у них двое старших детей: сын Вася и дочь Даша. Младший Иван родился уже в новом доме, который помогли купить им родители.
Варя работала в школе, учила малышей, и вела кружок рисования. Сама она в детстве закончила художественную школу и любовь к изобразительному искусству не растеряла. Времени писать картины у матушки Варвары не было. Работа, хозяйство, дети занимали всё её время. А вот ребятишки способности мамы унаследовали. Особенно Вася. Он серьёзно задумывался о том, чтобы поступать в художественное училище. Даша хорошо рисовала, но увлекалась больше музыкой. Пела у отца в церковном хоре и занималась с бывшей учительницей музыки, которая обучала её игре на фортепиано.
Не рисовал только самый младший - Ваня. Он, как когда-то отец, хотел быть врачом. А ещё постоянно притаскивал во двор то выпавших из гнезда птенцов, то невесть откуда взятых ежат. Однажды принёс из леса раненого зайчонка и старательно выхаживал его вместе с мамой.
Иван был у Вари главным помощником в уходе за домашней живностью. Кормил кроликов, кур, выводил и привязывал козу Нюсю, занимался с дворовым псом Чернышом и кошками. Ване это очень нравилось, и он с радостью выполнял небольшие поручения родителей. Шустрый и непоседливый, он расстраивался, когда Варвара усаживала его читать или писать, но сразу оживал, как только появлялась возможность сходить в лес за грибами или на реку за рыбой.
- Не старательный у нас Ванюшка. - Говорила Варя мужу. - И ты, и я, и старшие дети - все успешно учились и учатся. А с Иваном хлебнём мы проблем.
- Как же не старательный. - Возражал Николай. - О животных заботится, никогда никого голодным не оставит. Никакой работы не боится. Мал он ещё, Варя, неусидчив. Вырастет, появится и терпение. Не сразу.
За это неторопливое рассудительное спокойствие уважали и любили отца Николая его прихожане.
Священник не только выполнял свои прямые обязательства: совершал службы, причащал, венчал, крестил и исповедовал прихожан, но и был для них настоящим иногда единственным советчиком в трудных жизненных ситуациях. Его спрашивали, как привести ребёнка в храм, как смириться со случившимся горем, как избавить близкого от беды. Он старался помочь. Никогда не отказывался выслушать человека, и иногда одного этого бывало достаточно, чтобы запутавшийся прихожанин сам мог ответить себе на свой вопрос. Тем не менее человек искренне считал, что помог ему именно отец Николай.
Николай часто ездил в соседние сёла, выполняя различные требы. Его приглашали на крестины и похороны, и он никогда не отказывал людям.
В этих поездках видел разное. Иногда совсем неприглядное. Как мог, пытался бороться за сознание людей, чтобы они, занимаясь повседневными хлопотами, не забывали о Боге.
Так бы и текла жизнь его и его дружной семьи, если бы не одна из таких поездок.
Продолжение следует... часть 2
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.