Найти тему
Библио-лаборатория

"Кем быть?" Или об уважении к чужому труду

Помните?

Книгу переворошив,

намотай себе на ус —

все работы хороши,

выбирай

на вкус!

Когда-то это было вполне «программным» стихотворением. Сейчас оно скорее вызывает нездоровый смех.

30 лет капитализма не прошли даром — в головы подавляющего большинства населения 1/6 части суши прочно вбито убеждение, что работать — плохо. Великая постсоветская мечта — не работать, любой ценой. Как писал Жванецкий — подпрыгнуть повыше, схватить, упасть и затаиться с добычей.

- Папа, смотри, мусорщики.
- Нет, сын. Это люди, которые убирают за нами, чтобы мы не жили в грязи. А мусорщики — это мы.

Мне очень нравится эта шутка, потому что онанамного глубже, чем может показаться на первый взгляд. И нет, я сейчас говорю не о «зеленых технологиях», «экологическом мышлении» и прочей гринписовской риторике, а о совсем другом — о престиже труда.

Вообще, конечно, ничего такого уж ужасного и разрушительного в этой мечте нет, психологически разрушительными являются некоторые следствия этой мечты, а именно: убеждение, что физический труд, или, если брать чуть шире — труд на кого-то, это нечто унизительное и недостойное. «Холуй», «раб», «на дядю пахать» и тому подобные выражения далеко не редкость.

-2

Если чему-то меня и научили в моем тоталитарно-советском детстве, так это уважать чужой труд. Будь то труд сталевара, профессора, ассенизатора или дворника. Конечно, в новостях редко пишут о потрясающих достижениях сантехнических служб, а все больше о передовых открытиях и технологиях, но будь уверены — стоит ассенизаторам объявить забастовку, и вы ощутите это всеми своими органами чувств куда быстрее, чем недостаток нанотехнологий.

Так уж сложилось, что основную часть дохода мне приносит не писанина в интернете, а тот самый неуважаемый физический труд. Да-да, я в курсе, что сейчас принято швырять в адрес блогеров «лучше бы на завод шел работать», но, подозреваю, что чаще всего такими словами бросаются люди, видевшие завод только издалека. Потому что работа блогера — это тоже работа, и уж поверьте мне, куда более нервная и утомительная, чем, скажем, катать с газовой горелкой рубероид на крыше новостройки или инспектировать плохо замытые танки нефтеналивного судна. После двух лет ведения канала (даже на такую, казалось бы, умиротворяющую и культурную тему, как литература) я эту истину хорошо усвоил.

-3

Завершу банальнейшей максимой: уважения заслуживает любой труд. Хотя бы из самоуважения, поскольку, если вы не уважаете чью-то профессию, у вас нет ни малейшего морального права требовать уважения к себе, а уж «докопаться» можно до кого угодно. Хоть до профессора, хоть до директора.