Найти тему
Сергей Курий

Две версии «Коварства и любви» (часть 2: переделанные песни АГАТЫ КРИСТИ)

Продолжаю свой рассказ о метаморфозах, которые испытал альбом группы АГАТА КРИСТИ под "шиллеровским" названием «Коварство и Любовь». Как я уже писал в предыдущей части, первая - магнитофонная - версия этого альбома, записанная в 1989 году, заметно отличалась от более поздней - виниловой - версии, которая увидела свет в 1991-м. В первую очередь, тем, что три песни были вообще убраны из трек-листа по "политическим мотивам".
Причина была не в цензуре, а, скорее, в самоцензуре - группа целенаправленно избавлялась в своём творчестве от перестроечной повесточки, которая к тому времени уже превратилась в конъюнктуру.

Вадим Самойлов, DVD «Эпилог», 2010:
«...видимо, было еще какое-то интуитивное понимание того, что мир, который вокруг нас — это еще не весь мир. Есть еще мир внутри нас, и, видимо, нам было изначально интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие, которое художник может себе позволить».
-2

Впрочем, данная тенденция в творчестве группы стала проявляться уже на магнитофонной версии альбома. Взять, к примеру, песню «Кондуктор». Её раннюю версию можно услышать на III фестивале Свердловского рок-клуба (октябрь 1988 года). И хотя часть слов мне на слух разобрать так и не удалось, "социально-политический" посыл уловить нетрудно.

(??????) политика фраз,
Повторяем мы другое сейчас
Слово.
И порой напоминает наш путь
И блаженства, и насилия культ
Снова.
То ли это смех,
То ли это крах,
То ли страх вернуться в пустоту.
Стало что-то не так как будто,
Снова дверь прикрыл кондуктор,
И о стекла бьется ветер
(??????) этих газет
Только нет в них правды, если в них нет
Всей правды…
Если надо надо нам слова подбирать,
Чтоб словами на себя не нагнать
Травлю…
Глеб Самойлов, передача «Летопись» на «Нашем радио», 07.09.2003:
««Кондуктор» — очень сложное концептуальное произведение. Написал его я. Текст менялся два раза. Первый текст был Вадика, а припев мой, а второй текст, который вошел в пластинку, был полностью переделан».

К счастью, уже на магнитоальбоме от старого текста остался только припев, и песня стала просто отображением чувства ужаса и паранойи.

Нечто похожее произошло и с песней «Танго с Дельтапланом». Музыку к ней написал клавишник АГАТЫ КРИСТИ - Александр Козлов, но текстом привычно занялись братья Самойловы. Так вот - на III фестивале Свердловского рок-клуба (1988) эта песня была представлена Вадимом Самойловым под другим названием - «Кооперативное Танго». Ведь тогда её текст был весьма злобной сатирой на кооперативное движение. Тем, кто жил в то время, ничего пояснять не надо. Когда в 1988 году при генсеке КПСС - Михаиле Горбачёве - издали Закон «О кооперации в СССР», страну наводнили кооперативные ларьки, магазины, ателье и даже туалеты.

-3

Часто в подобных магазинах втридорога продавали дефицитный товар, который либо изготавливался кустарным способом, либо оптово скупался на госпредприятиях по более низкой цене. Благодаря кооперативам, в Советском Союзе официально появляются мелкие буржуа-предприниматели, многие из которых быстро богатеют.

-4
Растет мой аккредитив,
Цветет кооператив.
Ах, ретро —
Бархатный мир 20-х*
Теперь не светит мне срок.
Плачу исправно налог
И глажу карманы
Рукой мохнатой.
Но только ночною порой
мне снится конвой и солдаты…
Оставь — не жалей ни о чём!
Куй деньги пока Горбачёв,
Пока за дерьмо отдают зарплату!
........................................................................................
* - Намёк на НЭП (Новую Экономическую Политику) 1920-х годов, когда партия большевиков, разрешила частную торговлю, чтобы быстро насытить рынок после Гражданской войны.

В принципе, песня получилась весьма остроумной и жизненной, однако со временем музыканты не захотели, чтобы она была привязана к "злобе дня". Поэтому от старого текста остались лишь три строчки припева, а новая версия «Танго с Дельтапланом» стала слегка ироничным гимном свободе, которая вот-вот закончится.

...Оставь не жалей ни о чём,
Летай пока горячо,
Пока за полёты не просят плату...

«Кондуктор» и «Танго с Дельтапланом» попали на магнитоальбом уже в новых версиях. А вот песне «Праздник семьи» ещё предстояли долгие метаморфозы.
Кстати, это, наверное, единственная песня на альбоме, которая напоминает социальные произведения других свердловчан - группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. Я упомянул об этом лишь потому, что в начале карьеры АГАТУ КРИСТИ постоянно обвиняли в подражании НАУТИЛУСУ ПОМПИЛИУСУ, что, на мой взгляд, не очень справедливо.

Так вот... На магнитоальбоме «Коварство и Любовь» песня называлась несколько иначе - «Праздник советской семьи», а её текст был наполнен элементами всё той же антисоветской повесточки. Приведу старую версию полностью:

Ты ходишь по квартире,
И ждешь, когда можно лечь спать.
Уроки приготовлены на «пять» и «четыре»,
Можно даже не проверять.
«История СССР»
Выучена легко и понятно.
Прочти эти сказки маме,
Ей так будет приятно.
Ведь у тебя такая заводная мама.
Хэй, у тебя такая заводная мама.
Дедушка — он один.
Он до сих пор бомбит Берлин.
Он на этой почве сошёл с ума.
Он до сих пор просыпается с криком:
«Война! Ура! Вперёд за Сталина!»
Сестра у зеркала давит прыщи,
Мечтая о стаях усатых мужчин.
Ей мамины юбки всё выше и уже.
Есть кандидаты на место для мужа.
Пройдёт ещё несколько лет,
И оно не останется пусто,
И будет она пихать, пихать
В нас щи с капустой.
Ведь у тебя такая заводная сестра.
Хэй, у тебя такая заводная сестра.
Э-э-э-эй, у нас такая заводная семья,
Простая, простая советская семья.

В одной из концертных версий в конце даже пелась строчка «Ячейка, ячейка советского общества!» (издёвка над популярным в Советском Союзе выражением: «Семья — ячейка общества»).
Однако постепенно текст стали менять. На записи одного из концертов 1989 года можно услышать необычный вариант, где героями песни становится семья… немцев времён Первой Мировой войны! Вот несколько изменённых строчек:

...История Столетней войны
Выучена легко и понятно...
...Дедушка — он один.
Он до сих пор защищает Берлин.
Он на этой почве сошёл с ума.
Он до сих пор просыпается с криком:
«Война! Ура! Вперёд за Кайзера!»...
...Пройдёт ещё несколько лет,
И она заимеет мужчину,
И будет она пихать, пихать
Туда пиво с тмином...
...Э-ге-гей, у нас такая заводная семья,
Простая, простая, нормальная семья!

Свой канонический вид песня обрела на виниловом издании альбома. Из текста полностью исчезли упоминания об СССР и Сталине, а судьба сестры из обывательского фарса превратилась в любовную трагедию (честно говоря, фарс мне нравился больше). Да и в целом, стихи стали менее корявыми...

Глеб Самойлов (1991), из книги Дмитрия Карасюка «АГАТА КРИСТИ. Чёрные сказки белой зимы» (2018):
«Мы восстанавливали в песнях внутренний мир нормального среднего современного человека – не имеет значения, советского или не советского: люди везде одинаковы. С его пустотой, с его неспособностью ни к любви, ни к ненависти, ни к настоящему страху, ни к свободе, ни к ещё чему-то».

Напоследок, упомяну несколько песен, которые появились на новой версии альбома «Коварство и Любовь» вместо исключённых. Дело в том, что они тоже менялись, и свой окончательный вид приобрели только к моменту записи виниловой пластинки (напомню, что в 1990-м альбом практически был перезаписан заново - на "цифровой" аппаратуре).

Взять, к примеру, песню «Аллергия». Впервые она была исполнена в 1989 году на IV фестивале Свердловского рок-клуба под другим (хотя и созвучным) названием «Аллегро» (Allegro — музыкальный термин для композиций, исполненных в бодром, быстром, радостном темпе). Тогда это был инструментал без слов - вместо них Вадим Самойлов просто орал "Трам-пам-пам!".

Однако вскоре музыканты решили заменить этот ор смешным стишком, почерпнутым из повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Вот, как этот стишок упоминается в самой повести:

«Взгляд мой упал на подоконник, на растрепанную книгу. В прошлом сне это был третий том «Хождения по мукам», теперь на обложке я прочитал: «П. И. Карпов. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». Постукивая зубами от озноба, я перелистал книжку и просмотрел цветные вклейки. Потом я прочитал «Стих №2»:
В кругу облаков высоко
Чернокрылый воробей
Трепеща и одиноко
Парит быстро над землей.
Он летит ночной порой,
Лунным светом освещенный,
И, ничем не удрученный,
Все он видит под собой.
Гордый, хищный, разъяренный
И летая, словно тень,
Глаза светятся как день».

Есть на альбоме и песня, чей текст, напротив, сократился. Я имею в виду замечательную песню «Канкан».

На пластинку она попала без третьего куплета, который сегодня можно услышать только на записи концерта IV фестиваля Свердловского рок-клуба. Вот он:

...Тайну врачу открыл
Он долго за мной следил
И я забыл
Свой страшный бред.

Часто теперь звоню
и честно ему говорю
Что я здоров,
Что жалоб нет.
Но знаю, что ночью опять не усну
Я ищу этот сон, но найти не могу.
Без тебя я умру и с тобой я умру
Пьяный канкан, последний канкан!

Зачем был убран этот куплет, мне непонятно. Но, в целом, новый подход группы к своему творчеству, как по мне, оказался верным. Благодаря ему, мы можем до сих пор слушать альбом «Коварство и Любовь», не испытывая постоянного перестроечного "дежавю". Уже на следующем альбоме АГАТЫ КРИСТИ «Декаданс» рецидивы былой "социальности" можно было заметить только в песне «Шпала». Но это уже другой альбом и другая история....

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

Автор: Сергей Курий

Другие мои статьи про группу АГАТА КРИСТИ: