«Если в начале пьесы на стене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить». Из письма Чехова.
Несмотря на то,что в цитате немного слов (впрочем, как всегда у Чехова. Помните его «краткость — сестра таланта»), смысл в ней глубочайший —
о важности деталей и ненужности подробностей.
⠀⠀
Художественная деталь — важный элемент, который несет смысловую нагрузку. Деталь может заменить тысячи слов и раскрыть пласты смысла.
Ею может быть «говорящая» фамилия — Молчалин, Очумелов, Скотинин…
Сразу понятно who is who😎
⠀
В моем романе «Таланты и преступники» одна из героинь болтушка, тарахтелка и пустомеля. Но зачем об этом говорить? Я просто написала ее фамилию — Пустозвонова. И все😂
«Соколов щелчком сбил с костюма невидимую пылинку и носком начищенного до блеска ботинка пнул лохматого щенка с опущенным ухом».
Пнул щенка — деталь? Еще какая💯И начищенный ботинок здесь нелишний.
⠀
А есть подробности. Это искусственные уточнения. Они замедляют рассказ. Без них легко обойтись.
⠀
Например, Оля выскочила на улицу, не взяв зонта. Если Оля попадет под дождь и заболеет, к ней придет доктор и они полюбят друг друга, то зонт — деталь⭕️
⠀
А если Оля выскочила без зонта, а дождя так и не случилось, то в этом случае зонт — ненужная подробность⛔️
⠀
Так вот, «вернёмся к нашим баранам».
Если «чеховское ружье» выстрелит, это будет деталью. Если просто будет висеть, пока пьеса не закончится — будет ненужной подробностью.
Перечитывайте свои тексты. Редактируйте их. Те предложения и абзацы, которые ничего не дают для развития вашего сюжета — вымарывайте.
Безжалостно.