Информацию об этом сражении найти крайне трудно, поскольку приходится оно на январь, а историки всё внимание традиционно уделяют закончившийся 14-го января Житомирско-Бердичевской, и начавшейся 24-го января Корсунь-Шевченковской операциям. Немецкое кодовое название операции «Waltraut» (персонаж оперы Вагнера «Сумерки богов»), но в войсках её окрестили «Watutin».
Советские и современные историки все сражения с большим количеством танковых соединений традиционно именуют «Прохоровками», а это больше всего подходит под такое название. Особенно в советской традиционной версии. И «Тигров» было больше, и встречное танковое сражение разыгралось. Да и участники основные те же фигурируют — Воронежский фронт, ставший 1-м Украинским, 4-я танковая армия Вермахта и дивизия СС «Адольф Гитлер».
В ходе Житомирско-Бердичевской операции войска 1-й танковой армии вышли в район восточнее Винницы, а войска 40-й армии — в район севернее Умани. Между немецкими 3-й и 1-й танковыми армия получился разрыв в 75 км.
Чтобы закрыть брешь стали перебрасывать войска с других участков фронта и из Европы, подчинив их 1-й танковой армии. Был переброшен 3-й танковый корпус 1-й танковой армии — 6-я и 17-я танковые, и 101-я егерская дивизии. А также 16-я танковая, 4-я горнопехотная, 1-я, 254-я, 371-я пехотные, 18-я авиаполевая дивизии и более мелкие части.
Немцам удалось остановить наше наступление и отбросить войска от Винницы и Умани, бои продолжались с 10-го по 19-я января. Однако немецкое командование не стало ограничиваться лишь обороной, а приняло решение нанести удар, в ходе которого окружить часть войск нашей 38-й армии, благо конфигурация фронта позволяла.
Несколько дней на фронте было затишье, немцы перебрасывали силы. Были созданы две ударные группировки. С винницкого направления должен был наносить удар 46-й танковый корпус.
В составе корпуса 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», 25-я танковая, 1-я и 254-я пехотные, 4-я горнопехотная, 101-я егерская и 18-я артиллерийские дивизии, сводная группа Беке. В составе последней 503-й танковый и 2-й батальон 23-го танкового полка, самоходный артиллерийский дивизион 18-й артдивизии, батальон мотопехоты и батальон саперов (все на БТР).
Всего в составе группировки 187 танков (в т.ч. 34 «Тигра» и 75 «Пантер») и 38 штурмовых орудий.
С уманьского направления удар наносил 3-й танковый корпус — 6-я, 16-я и 17-я танковые дивизии, 506-й танковый батальон, 202-й, 239-й и 300-й дивизионы штурмовых орудий. Всего 103 танка (в т.ч. 7 «Тигров» и 7 «Пантер») и 42 штурмовых орудия.
Надо отметить, что данные по количеству танков могут быть разные, так как данных именно на вечер 23-го января нет, есть лишь за 20-22-е, а даже за день могло существенно поменяться за счёт поступления техники. Кроме того, учтённая 25-я танковая непосредственно в наступлении не принимала участия (держала оборону против нашей 3-й танковой армии), а это 60 танков и штурмовых орудий. Поэтому лучше посмотреть количество танков на разные даты. Я их свёл в таблицы.
Также и по советским танкам.
Наступление началось 24-го января сразу с двух направлений.
Немцы вели удар именно так как его описывают на Курской Дуге. Ударный кулак из «Тигров» сминал нашу оборону, прикрывая следовавшие за ними танки и бронетранспортёры, которые затем начинали зачистку.
Советская противотанковая артиллерия оказывал упорное сопротивление, но могла лишь задержать продвижение. Контрудары танковых частей также не оказали эффекта, были слишком слабыми и разрозненными. Успешно действовала немецкая авиация, поддерживая сухопутные войска.
Руководство фронта неправильно оценило немецкое наступление, считая, что немцы будут двигаться на север. Спешно перебрасывались дополнительные силы — 2-я танковая армия, которая совместно с уже имеющимися 7-м и 31-м танковым и 8-м механизированными корпусами 1-й танковой армии должны были нанести мощный контрудар по немецкому 46-му корпусу в районе Очеретни. В общей сложности в этих соединениях имелось 463 танка и 78 САУ.
К сожалению, подготовка велась в спешке, вновь прибывшие части 2-й танковой армии вступали в бой с колёс, без разведки, взаимодействие между частями наладить не успели.
Начавшееся 27-го наступление наших войск закончилось очень неудачно. Немцы встречали наши танки в обороне, расстреливая их из пушек «Тигров» и «Пантер», потери были огромны. После того, как советское наступление захлебнулось, наступление 46-го корпуса продолжилось.
При этом уманьская группировка продолжала наступать на Оратов, а 6-я танковая дивизия, ударив с юга, начала наступление в направлении Россоши, рассекая окружаемую советскую группировку на части.
28-го января обе немецкие группировки соединились, в котле оказались части 17-го гвардейского, 21-го и 40-го стрелковых корпусов. После чего немцы начали их уничтожение.
В этот же день наступавшие навстречу друг другу войска 1-го и 2-го Украинских фронтов встретились в районе Звенигородки, а 31-го полностью замкнулся Корсунь-Шевченковский «котёл». У немецкого командования появилось много новых забот, что позволило значительной части окружённых войск 38-й и 40-й армий вырваться из окружения. Так закончилась операция «Waltraut».
С 24-го по 31-е января 38-я армия потеряла 1800 человек убитыми, 6200 ранеными и 11300 пропавшими без вести. Ещё 1200 пропавшими без вести числятся за этот период в 40-й армии, у которой в окружение попало значительно меньше частей. Немцы сообщают о 6000 пленных. Видимо, большая часть пропавших погибли при прорыве из окружения.
1-я танковая армия потеряла за тот же период 10901 человека, в том числе 3333 убитыми, 6876 ранеными и 692 пропавшими без вести.
Общие безвозвратные потери в танках и САУ за операцию около 550 машин (460 танков и 63 САУ в 1-й армии). Из них 180 танков и САУ сгорели на поле боя 27-го января в ходе контрнаступления 3-го, 7-го, 31-го танковых и 8-го механизированного корпусов и 11-й танковой бригады.
Немецкие безвозвратные потери в танках и штурмовых орудиях составили примерно 140 машин.
Основой причиной неудач под Винницей и Уманью, видимо, было слишком стремительное продвижение наших войск в наступлении с неприкрытыми флангами, без закрепления на захваченных позициях. Немцы такого не прощали, вот и потери огромные, и снова отступление. Возможно, именно за ошибки именно в этой операции (плюс к потере Житомира ранее) по итогам боевых действий в Корсунь-Шевченковской операции, командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Ватутин не был повышен в звании.
Кроме ошибок руководства, в этой же операции было показано превосходство новых немецких танков — «Тигров» и «Пантер», против которых оказывались бессильны даже 85-мм орудия. Причём немцы не пытались штурмовать нашу оборону, а наткнувшись на позиции противотанковой артиллерии, спешно отходили и потом расстреливали наши пушки с предельной дистанции.
Словом, не самая удачная операция РККА, тем более, что это не 41-й и 42-й годы, а период нашего общего наступления. И хорошо, что ещё всё обошлось так… могло быть хуже, кабы не успех в окружении немцев под Корсунь-Шевченковым.
Рекомендую вам также мою статью про другие «Прохоровки», состоявшиеся ещё до Курской битвы:
«Воронежская Прохоровка»: танковые сражения на воронежской земле
Неизвестные битвы: «Ленинградская Прохоровка»
«Осетинская Прохоровка» или «Кавказский Сталинград»?
Все статьи, связанные с боевыми действиями на Правобережной Украине, будут идти с тегом #освобождениеукраины.
Для тех, кто ещё почему-то не приобрёл мои книги «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»., очень рекомендую это сделать.